Осенью 2022 года в Казахстане пройдут президентские выборы. Эта новость стала главной из послания президента Токаева 1 сентября. И именно ее бурно обсуждают в казахстанском сегменте социальных сетей.

Мнения высказываются самые разные, но очевиден общий настрой – разочарование от того, что прекрасный «Новый Казахстан», о котором так любит говорит президент Токаев, пошел по старой, протоптанной дорожке Казахстана назарбаевского.

Например, публицист Сергей Дуванов так охарактеризовал происходящее:

«Токаев подтвердил, что он достойный продолжатель Назарбаева, который 30 лет держался за власть, придумывая для этого различные ходы, переписывая Конституцию, проводя референдумы. Сегодня (1 сентября – ред.) он предложил провести внеочередные президентские выборы, исключить переизбрание президента на второй срок, но ввести 7-летнее правление. Это означает, что начали менять Конституцию уже под Токаева.

Срочность выборов нужна для того, чтобы не дать протестным процессам набрать силу. Сегодня после январской встряски они минимальные, а учитывая нарастание экономических проблем, к 2024 году переизбраться будет гораздо проблематичнее. Да и в России что-то может измениться, а без Путина будет сложнее удержаться во власти.

А через 1-2 месяца, учитывая, что выборная система остается управляемой, можно легко устроить традиционные со времен елбасы перевыборы и получить гарантированно следующие 7 лет правления. И при этом еще и прослыть демократом, который отменил два президентских срока.В результате этих хитрых телодвижений Токаев получает 10 лет непрерывного президентства».

А вот общественный деятель Мухтар Тайжан в Facebook прямо назвал проведение неожиданных досрочных выборов президента осенью «подлым политтехнологическим шагом»:

«По сути, это консервация режима по-назарбаевски. Те же методы. Где же обещания Токаева не менять под себя Конституцию? Причем выдвигаться на выборы президента смогут только чиновники и депутаты, то есть менее 1% населения. Выборы среди своих. Я даже представить себе не могу, как на это отреагирует народ».

Блогер и бывший дипломат Казбек Бейсебаев поставил под сомнение объяснение необходимости досрочных выборов:

«Нам сказали, что причина досрочных президентских выборов в получение мандата доверия на реформы. Но мандат доверия был получен на прошедшем в начале лета референдуме по внесению поправок в Конституцию.

Президент мог спокойно править оставшиеся полтора года без всякого дополнительного мандата и проводить обещанные реформы. Значит, дело не в мандате доверия».

Тогда в чем смысл досрочных президентских выборов? Казбек Бейсебаев считает, что смысл в том, что «социально-экономическая ситуация в стране ухудшается и, прямо скажем, будет дальше ухудшаться».

«Власти не очень справляются с проблемами. Это значит, что к сроку нормальных выборов властям будет проблематично провернуть эти выборы, как они привыкли это проворачивать. Их ожидают большие риски, и никто не сможет дать гарантию победы на выборах. Значит, надо выборы провести досрочно, пока недовольство граждан еще в допустимых рамках.

Кто больше заинтересован в этом? Ответ прост – окружение президента, которое является наследником системы главного пенсионера. Люди из окружения и буду главными бенефициарами досрочных президентских и парламентских выборов. Ведь они получат мандат доверия на ближайшие семь лет. Поэтому они на референдуме сохранили суперпрезидентскую форму правления, а теперь им нужно сохранить власть на большой срок.

Понятно, что цель досрочных выборов проста – пока не наступили сложные времена, сохранить власть еще на один срок и дальше по-своему распределять бюджетные потоки, а потом будет видно».

В свою очередь аналитик Газиз Абишев в своем телеграм-канале обратил внимание на некоторые странности в послании президента.

«В официальном тексте Послания на сайте Ак-Орды говорится:

 

«Предлагаю установить ограничение мандата Президента в один срок продолжительностью 7 лет без права переизбрания».

 

Спустя несколько абзацев:

 

«После выборов я вынесу инициативу, ограничивающую полномочия Президента одним сроком, на рассмотрение Парламента. В случае ее принятия, в Казахстане начнется новая политическая эпоха».

 

Если честно, это требует дополнительных разъяснений. Тут важен вопрос: президент сначала внесёт норму о семилетнем сроке, а затем, после выборов, об однократности президентства. Или же обе нормы будут внесены сразу после президентских выборов.

 

Если первое, то президент идёт сразу на семилетний срок, после которого будет избран третий президент.

 

Если второе, то:

 

а) президент идет на пятилетний срок, после выборов принимаются поправки, и в 2027 году у президента Токаева будет право баллотироваться ещё на одну семилетку (вариант «обнуления»);

 

б) президент идет на пятилетний срок, после выборов принимаются поправки, и у президента не будет права баллотироваться в 2027 году на новую семилетку.

 

Ответить на этот вопрос должны будут либо законодатели специальной оговоркой в принимаемом законе «О поправках к Конституции РК», либо Конституционный Суд РК на основании поданного иска».

Но в целом, решение о проведении досрочных выборов Газиз Абишев считает обоснованным.

«О такой возможности лично я говорил еще весной. Необходимо перезагрузить мандат. В случае переизбрания президент войдет в новый срок с чистым мандатом, представляя самого себя — независимого беспартийного кандидата Токаева, предлагающего обществу новый общественный договор (речь, видимо, идет об идее перечислять половину инвестиционной прибыли Нацфонда в централизованную систему социальных счетов – ред.).

Кандидатов в президенты могут выдвигать любые общественные объединения, на президентских выборах большую роль будет играть личность самого кандидата, нежели чем ОО, которое его выдвигает. С другой стороны, то, что парламентских выборов точно не будет в текущем году, и что они точно будут в первой половине следующего года – создаёт неплохой баланс мотивации для партийных проектов и времени для их регистрации».

Впрочем, тех, кто разделяет подобный оптимизм, немного.

Например, предприниматель Малик Кушмуханов назвал идею «об одноразовом президенте с увеличением президентского срока до семи лет — ошибочной и вредной для развития страны».

«Вновь избранный президент, пришедший только на один срок, будет хромой уткой. Он будет понимать, что как бы он не руководил страной, как бы хорошо или плохо он не исполнял свои обязанности, второго срока ему не видать. Получается, ответственности перед электоратом, обществом такой глава государства будет чувствовать меньше, или не будет чувствовать вообще.

Одноразовый (слабый) президент возможен при парламентской республике, когда главой исполнительной власти является премьер-министр. При президентской же модели такое новшество ослабит исполнительную власть, сделает ее еще более аморфной.

Думаю, Токаев это тоже прекрасно понимает, но идет на такой шаг ради своей личной выгоды. Разговоры про народный мандат — это всего лишь прикрытие, потому что мандат от электората он получил на референдуме по поправкам в Конституцию. Народ за токаевские поправки проголосовал, значит, и самого Токаева поддержал, правильно? Во-всяком случае, формально это так.  Зачем через три-четыре месяца опять или снова тебе нужен мандат?»

Почему Токаев хочет идти на выборы сейчас, а не в положенный срок — в 2024 году? Малик Кушмуханов видит тому ряд причин:

«Во-первых, в стране могут появиться новые лидеры, которым удастся повести общество за собой.

Во-вторых, социально-экономическая ситуация в стране в ближайшие два года может резко ухудшиться, что, повлечёт быструю политизацию масс.

И в-третьих, к этому времени Украина может нанести поражение России, что повлечет подъем демократического движения на всем постсоветском пространстве, в том числе, в Казахстане.

Сейчас для Токаева созданы тепличные условия — поле политическое зачищено после Қантара под ноль. Жаль, что президент поставил личные интересы выше интересов общества и государства, но может ли вести себя иначе продукт Назарбаева? Вопрос риторический. И помогут ли эти манипуляции Касым-Жомарту Кемелевичу спасти политическую шкуру? Вопрос вопросов».

Бизнесмен Маргулан Сейсембаев тоже высказал свое мнение о послании президента. Он считает, что в целом оно хорошее, но есть определенные но:

«Первое. Ни слова о прошлой власти. О коррупции и капиталах прошлой власти. Похоже, Токаев решил дать возможность уйти прежней власти и ее приближенным со всем награбленным.

Трудно поверить в справедливый Казахстан, если прежние коррупционеры спокойно кайфуют за границей с награбленным. Я считаю, необходимо восстановить справедливость и дать оценку прежней власти.

Второе. Досрочные выборы президента с увеличением срока до семи лет, это, по сути, продление своих полномочий до 2029 года. Итого, с учетом того, что Токаев пришел к власти в 2019 году, можно сказать, что он будет править минимум 10 лет. А это уже внушает определенные опасения.

Третье. Ничего не сказано о повышении обороноспособности страны».

Выводы, к которым пришел Маргулан Сейсембаев:

  • Преемственность власти хороша, преемственность коррупции — нет.
  • Игра с Конституцией продолжается и ещё не известно закончится ли все семью годами.
  • Тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.
  • При этом, все-таки, это движение вперед. Не все в жизни бывает идеально.

Свое мнение о причинах, почему Токаев решил сейчас срочно провести выборы, высказал и политолог Досым Сатпаев, который и ранее говорил, что июньский референдум был репетиций предстоящих президентских выборов.

«С одной стороны, в основе досрочных президентских выборов лежит неуверенность президента и его окружения в собственном политическом будущем, где они боятся как ухудшения социально-экономической обстановки, в том числе из-за традиционно неэффективной работы правительства и госаппарата, так и появления внутриэлитной фронды, которая могла бы подготовится к 2024 и 2025 годам. Поэтому решили ковать железо пока горячо», — отметил Досым Сатпаев.

Но есть, по его мнению, и другая сторона медали.

«С другой стороны, в основе досрочных президентских выборов, лежит уверенность президента и его окружения в том, что получить власть — это полдела. Главное ее удержать любыми способами. И здесь К.Токаев сильно не отличается от Н.Назарбаева. Одним словом — старые песни о главном.

И самое главное, все это снова закладывает мину под страну, которую уже когда-то дестабилизировали внутриэлитные конфликты, потому что любая борьба за власть вне публичного электорального и конкурентного поля становится лишь борьбой за выживание внутри элиты, где все средства хороши», — резюмировал политолог.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.