9 января 2022 года 47-летнего жителя Алатауского района Алматы Жасулана Анафияева забрали из дома бойцы СОБРа. Жена и шестеро детей ждали его несколько дней, но он так и не вернулся – погиб в ночь с 11 на 12 января.

Родные Жасулана Анафияева уверены, что его убили в изоляторе временного содержания при Департаменте полиции Алматы. 4 и 5 января он участвовал в митингах. До сих пор точно неизвестно, как именно полиция узнала о том, что в те дни Анафияев был на улицах. 

«В ночь на 12 января, около трех часов ночи, я проснулась от стука. На пол упала крышка казана на газовой плите. Мое сердце колотилось, и я не могла уснуть до рассвета. Потом узнала, что он умер примерно в это время», — вспоминала в августе Гульзия Омарбаева, супруга Жасулана. 

Спустя 7 месяцев после случившегося адвокат Анафияева Жангазы Кунсеркин говорит, что следствие «должным образом не определило круг подозреваемых и дело волокитят». 

Сестра убитого Ляззат Анафияева в офисе Казахстанского международного бюро по правам человека заявила, что несколько подозреваемых по этому делу сейчас находятся под подпиской о невыезде, однако эту меру к ним применили лишь незадолго до пресс-конференции.

Ляззат Анафиева. Кадр видео Радио «Азаттык»

«В течение всех этих месяцев они продолжали работать, получать зарплату и ходить на свободе. Где справедливость? Разве 146 статья (пытки – ред.) не является достаточно серьёзной?», — задается вопросами Анафияева. 

Судмедэкспертиза определила, что Жасулану сломали 13 ребер.

«Представьте, как надо избивать человека, чтобы переломать ему 13 рёбер. Фактически они на нём прыгали! Почему я говорю «они», потому что мы знаем круг подозреваемых», — сказал на той же пресс-конференции Кунсеркин.

Адвокат показал немногочисленным журналистам результаты судмедэкспертизы, свидетельствующие о том, что смерть Жасулана была мучительной. Помимо сломанных ребер у него были обнаружены рваные раны и перелом носа, а судя по ссадинам на руках и ногах, его связывали.

Адвокат считает, что подозреваемые и высшее полицейское руководство оказывают влияние на ход следствия. 

Ляззат Анафияева в комментарии «Республике» описала брата как честного и верующего человека. По ее словам, он был разнорабочим. Последнее время он и несколько его друзей арендовали машину и занимались откачкой септиков.

Ляззат говорит, что в апреле одного из подозреваемых в убийстве его брата задержали, однако после пикета его родственников перед зданием прокуратуры Медеуского района, полицейского отпустили. 

Жасулан и Гульзия вместе с 2010 года. Своего жилья у них не было, и они жили в арендном на окраине Алматы. Как многодетная мать Гульзия надеялась получить квартиру от государства, но ее очередь так и не подошла.

После убийства  мужа, с жильем ей помогли благотворители:

«Сначала благотворительный фонд Asar-ume выделил нам сертификат на 9 миллионов тенге. Его вручили нам сразу, когда мы с матерью отнесли документы в фонд. Там же два бизнесмена, которые пришли туда, дали 2 миллиона 700 тысяч тенге. Мама заплакала, а я была сильно удивлена. Потом позвонила блогер Айжан Хамит и сказала, чтобы я сама выбрала район, где покупать квартиру. Еще 17 миллионов тенге собрали с помощью Айжан, и мы приобрели эту квартиру».

Вдова Жасулана Анафиева. Кадр с видео Радио «Азаттык»

В августе Гульзия вспоминала, как Жасулан, вернувшись домой 5 января, прокомментировал телевыступление президента Касым-Жомарта Токаева:

«Наша съемная квартира находилась рядом с домом моих родителей. Он смотрел обращение в их доме. Когда Токаев сказал о «нападении 20 тысяч террористов и бандитов», Жасулан покачал головой и сказал: «Надо же, хотят показать террористами нас, находящихся на другой стороне»».

Случай Анафияева не уникален. Родственники погибших во время январских протестов, переросших в беспорядки, все эти месяцы говорят о ненадлежащем расследовании, волоките и отсутствии обвиняемых. Время от времени они устраивают пикеты, несколько раз они даже ночевали около Акорды. Многих погибших сделали обвиняемыми в участии в массовых беспорядках и терроризме.

«Моего сына не только убили, но и сделали подозреваемым. Он отправился на акцию протеста как мирный житель, без оружия. Если бы он был виновен, бесспорно, показали бы, так как правоохранительные органы записывали всё на видео. Пусть снимут с моего сына статус подозреваемого и оправдают», — говорил 11 июля Мурат Абдирайым, чей 19-летний сын Нурболат погиб в Шымкенте. 

В сентябре родственники жертв вновь поехали в столицу. Их задержали, а две женщины оказались в травматологии. 

«Одной сломали руку. Двое сотрудников возле нас, сопровождающие. Вчера мы приехали в Астану. Требуем оправдания наших детей. 20 человек. Сегодня нас забрали, ничего не объяснили и задержали. К нам также приехал Рысбек Сарсенбай, его тоже задержали. Забрали в управление полиции районов Сарыарка, Байконыр и Алматы», — говорила журналистам активистка Сания Тунгатарова.

Вместе с ней и родными жертв тогда задержали политика Рысбека Сарсенбая.

Правозащитница Бахытжан Торегожина, с самого января занимающаяся мониторингом дел по фактам смертей во время январских протестов, сказала «Республике», что «спустя полгода после январских событий по факту гибели людей еще ни одного приговора мы не видим».

«Дела приостановлены, зависли, — говорит Торегожина. — Адвокаты, с которыми мы сотрудничаем, этим тоже недовольны, поскольку они привязаны к этим делам. Конца и края не видно. Почти никого, кто представляет убитых, не ознакомили с материалами уголовных дел». 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.