Текущее положение дел в Казахстане можно охарактеризовать тремя словами – все как обычно. Второй президент Касым-Жомарт Токаев, следуя обычной тактике своего предшественника, нашел подходящий повод для того, чтобы переизбраться главой государства раньше, чем это ему полагалось.
При этом необходимость внесения изменений в Конституцию его не смутила. Более того, этот процесс в целом занял у него даже меньше времени, чем у Нурсултана Назарбаева.
Ну а во всем остальном Касым-Жомарта Токаева отличает от так называемого «лидера нации» только то, что он:
- использует иную риторику, которую мы позволим себе назвать «перестроечной»,
- оперирует в куда более сложных и непредсказуемых внешнеполитических условиях,
- имеет заметно меньшее число публично заявивших о своих намерениях влиятельных оппонентов внутри страны,
- не имеет массовой поддержки в правящей элите,
- не столь уверен в себе.
Мы понимаем, что три последних пункта достаточно спорны, поэтому объясним, почему так считаем.
Начнем с утверждения, что у Касым-Жомарта Токаева сейчас заметно меньше публично заявивших о своих намерениях влиятельных оппонентов внутри страны, чем было у Нурсултана Назарбаева. Ведь в 2019 году внутри страны первому президенту практически никто и не оппонировал.
Все дело в том, что мы сравниваем начальные периоды «царствований» двух казахстанских президентов – 1991–1994 и 2019–2022 годы. Так что Токаеву в этом смысле очень повезло – его предшественник настолько «вытоптал» внутриполитическое пространство страны, что там сейчас если и не пусто совсем, то достаточно голо.
Что касается массовой поддержки в правящей элите страны, то в этом вопросе мы опираемся на информацию наших инсайдеров во власти.
Да, сейчас Акорда предпринимает титанические усилия чтобы «построить» всевозможные кланы и элитные группы и частично добивается в этом успеха, но до полного признания Касым-Жомарта Токаева полноправным лидером, чей авторитет, влияние и решения бесспорны, еще очень далеко.
И не только потому, что самый крупный, влиятельный и богатый суперклан в Казахстане – Нурсултана Назарбаева, состоящий из десятков кланов его детей (их, напомним у него от трех жен семеро), готов смириться с тем, что его отодвинули от «кормушки», но точно не собирается делиться украденным и награбленным ни с государством, ни с кланом Токаева (как он формируется – отдельная тема).
Относительно неуверенности Касым-Жомарта Токаева в себе. На первый взгляд, это сомнительное утверждение, поскольку даже на видео второй президент выглядит заметно увереннее, чем в том же 2019 году, когда получал должность главы государства и президентские полномочия от Назарбаева.
Но выглядеть уверенно на глазах публики — это одно, а быть уверенным внутри себя – совсем другое.
По словам наших инсайдеров во власти, Касым-Жомарт Токаев при всей своей самоуверенности (как прошлой, вызванной более чем успешной карьерой во времена Назарбаева, так и тем, что он теперь возглавляет вместо последнего государство и может позволить себе намного больше, чем раньше), тем не менее прекрасно понимает, насколько шатко его положение в стране.
Наружу эта неуверенность прорывается тогда, когда он оказывается перед необходимостью принять какое-то жесткое решение, предсказать (оценить) последствия, которого он не может. Другое дело, что в основном это видят только его ближайшие соратники и охрана. В остальных случаях неуверенность маскируется Токаевым и его пропагандистской машиной под осторожность, когда во всех сферах «шаги» делаются не просто с оглядкой, а с готовностью немедленно вернуться в исходную позицию.
Что касается риторики Токаева, которую мы охарактеризовали как «перестроечную», то она, похоже, результат не столько его политической мудрости, осторожности, целеустремленности, решительности, патриотизма и готовности служить казахстанцам (нужное – подчеркнуть, неправильное – вычеркнуть), сколько того, что Токаеву приходится выживать, причем сразу в нескольких сферах.
Эта нерешительность преемника Назарбаева приводит в том числе к тому, что он не только тщательно скрывает свою частную жизнь и нынешнюю семью (это тоже тема для отдельной публикации), но и не может позволить себе сделать то, что делал для защиты своего имиджа елбасы – начать «трамбовать» отечественные медиа, которые позволяют себе писать о нем и его родственниках правду.
Максимум, на что решается в этом случае Акорда, – это организовывать атаки на казахстанский сектор Интернета, маскируя их под внешние атаки неизвестных хакеров.
Сейчас в Казахстане уже началась предвыборная кампания. В ее рамках Токаев объезжает регионы и пытается произвести впечатление на местное население и элитные группы. Не возьмемся оценивать, насколько такая тактика успешна, но в том, что он переизберется, ничуть не сомневаемся. Интересно только, сколько казахстанцев примут участие в выборах, сколько из них проголосуют за действующего главу государства и насколько наглыми будут действия в пользу действующего президента в день голосования.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.