Ко мне время от времени обращаются люди, так или иначе связанные с Қаңтаром. В этот раз на меня вышел Руфат Ахмеджанов – 22-летний житель Алматинской области, которого недавно приговорили к 10 годам лишения свободы по обвинению в краже и грабеже во время январских событий домов сестры Тимура Кулибаева и сына экс-главы Антикора Алика Шпекбаева.
Я списался с ним через третьих лиц. Руфат сейчас находится в следственном изоляторе (СИ-18). Особых жалоб на условия содержания у него нет, кроме стандартных – сырость и отвратительная еда. Пока я получил не всю информацию, но и то, что есть, кажется мне занимательным.
Руфат настаивает: такой большой срок ему дали из-за того, что это дома родных Кулибаева и Шпекбаева. Однако их самих на суде не было.
«Во время судебных заседаний я частично признал свою вину в отношении совершения кражи, но не разбоя. Я согласен с кражей или грабежом, но никакого разбойного нападения я не совершал…
Меня вынудили… но ладно – согласен с кражей.
Но у меня не было оружия, я не угрожал, не грабил. Охраннику в доме Кулибаева я помог, когда у него сердце прихватило, дал ему воды, поговорил с ним. Помню, он сказал, что он с Жаркента.
Но потом он в своих показаниях сказал, что ему помог не я, а охранник с другого поста», — настаивает Ахмеджанов.
По его словам, во время следствия на него давили психологически и угрожали.
«Я писал в Антикор, но никакой отдачи не было», — уверяет Руфат.
Шпекбаев и Кулибаева изначально не были потерпевшими – в этом качестве, по словам Руфата, в деле проходили их работники.
«Шпекбаева представлял охранник. Разбитое стекло дома ему не принадлежит, он не мог быть потерпевшим. А Наиля Кулибаева дала доверенность своему водиле ее представлять. Суд принял это.
Потом Кулибаеву и сына Шпекбаева объявили потерпевшими».
Изначально Руфат был в этом деле свидетелем с правом на защиту.
«Они мои показания, которые я дал в качестве свидетеля, обратили против меня. Это нарушение уголовно-процессуального кодекса…».
Суд сначала шел на казахском языке, но затем языком судопроизводства стал русский, хотя «подельник» Ахметжанова не владеет им.
«Он вообще русского языка не понимает, а ему зачитали приговор по-русски и без переводчика», — сообщил мне Руфат.
Ранее правозащитница Бахытжан Торегожина писала об этом деле.
«В Алматы состоялся очередной суд #Qantar2022 по грабежу домов Кулибаевой Н. и Шпекбаева Е. по улице Достык. Мы не говорим что осужденные не виновны, мы говорим о том, почему правосудие избирательно? Почему за грабеж магазинов с оружием, госучреждений, банков и тд. одним дали максимум по 7 лет, и еще затем применили амнистию?
Ахметжанов Руфат — 22 года, задержан 18.01.2022г. по ст.188, 192 УК РК осудили на 10,5 лет, Мухамбаев Аслан — 32 года, задержан 10.01.2022г. по ст.192, 291 УК РК осудили на 11 лет потому что потерпевшие «не простые люди»?
Руфат и Аслан ранее не судимы.
Следствие считает, что вместе с ними также были неустановленные лица в количестве 10 человек, уг.дело по ним выделено в отдельное производство (дойдет ли до суда?). Были украдены автомобили, которые потом вернули и нанесен ущерб 120 тысяч тенге в виде разбитого окна дома Шпекбаева Е.А.
На суде потерпевшие Кулибаева и Шпекбаев не присутствовали. Приговор можно прочитать в судебном кабинете.
Как у нас вообще работает правосудие, может кто-нибудь объяснить? Адвокат готовит апелляцию».
Власти, включая президента, активно использовали пропагандистские штампы «террористы», «боевики» и «бандиты».
Я попросил Руфата рассказать о себе.
Он родился в 2000 году. В 2018-2019 служил в Зайсане. Затем уехал в Азербайджан. До 2021 жил там – учился, работал. Вернулся в Казахстан.
«Я работал системным администратором в компьютерном клубе, а до этого – некоторое время в акимате. Школу закончил ударником… Да обычный человек я. Последнее время в Алмате жил на Абая-Манаса.
Задержали меня 18 января в Астане, месяц там держали».
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номера телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице.