Почти восемь месяцев казахстанцы не могут прийти к общему мнению, по поводу того, что же на самом деле было в начале января этого года.
Оценки самые разные. Кто-то в этом видит бунт, уставших от нищеты и безнадеги граждан. Кто-то придерживается версии, что это проявление недовольства политикой властей и ростом в стране социальной несправедливости. Многие считают, что это были разборки между кланами, и виной тому невнятный статус елбасы-пенсионера.
О роли самого Назарбаева в этих событиях тоже нет единого мнения. Кто-то считает, что все это организовали люди из его клана за его спиной, а кто-то полагает, что он решил продемонстрировать Путину, что рано его списывать со счетов.
Есть и другие версии.
Про то, что после ухода Назарбаева начнутся разборки между кланами, говорили давно. Тридцать лет этим пугали граждан, говоря, что несменяемость Елбасы — это гарантия стабильности в стране. Большинство аналитиков предрекало, что после ухода Назарбаева в стране может начаться борьба за власть.
Так оно и случилось. И как водится все пошло по накатанной схеме: «паны дерутся, у холопов чубы трещат».
Первая разборка обошлась казахстанцам серьезными материальными потерями от поджогов, погромов и мародерства и гибелью 238 человек. Ну и страхами перед разгулом толпы, которые закрепили у казахстанского обывателя негативное отношение к митингам и протестам.
На этот раз победили те, кто были во власти и поддерживали Токаева.
Проиграли те, кто были в команде Назарбаева и были недовольны тем, что их стали отодвигать на второй план в части должностей, пиления бюджета и распродажи национальных богатств. Понять их можно: были хозяевами жизни, а тут возникла угроза потери и прежнего политического влияния и контроля над денежными потоками – есть что терять.
Кто они, спросите? В большинстве своем это люди, ставшие состоятельными, богатыми и уважаемыми в стране благодаря близости к Назарбаеву и членам его Семьи. Это те, кто имел все и ни за что не отвечал.
Назарбаев дал им все: должности, богатство, возможность быть выше закона … в обмен на преданность ему. Сегодня это мощнейший клан, скрепленный 30-летним служением Назарбаеву и осознанием, что если они проиграют, то могут потерять «все нажитое непосильным трудом». Именно они развязали, поддержали и обеспечили условия для беспорядков, призванных отправить Токаева отставку. Но это не получилось.
Делалось ли это с ведома Назарбаева — не знаю. Скорее всего, это уже самостоятельная игра окружения за его спиной. Похоже, он соблюдает договоренности с Токаевым, и этим объясняется лояльное и благосклонное отношение того к Назарбаеву.
Да, в январе они проиграли, но они никуда не делись. Они все в стране, они очень влиятельные, и у них много денег. Их полно на серьезных государственных должностях, их люди продолжают работать в госструктурах, акиматах, полиции, судах. У них свои телеканалы, газеты и интернет-ресурсы. За ними многочисленные сторонники, обязанные им своим благополучием.
По сути, эти люди в большей степени контролируют ситуацию в стране, чем Токаев со своей малочисленной и не сложившейся командой. Мы все видели, как легко их боевики взяли под контроль Алматы, и есть понимание, что они не добились тогда своего исключительно из-за вмешательства Кремля.
Парадоксально, но получается, что именно Путин, поддержав Токаева, не дал людям из клана Назарбаева вернуться к власти.
Не знаю, какой там будет «новый Казахстан» по версии Токаева, но, не вмешайся Путин, мы остались бы «старом Казахстане» Назарбаева … хотя уже и без самого Назарбаева, с теми, кто пытался убрать Токаева. Что из этих двух Казахстанов хуже, а что лучше — каждый решает сам.
Думаю, в самое ближайшее время эти люди предпримут максимум усилий, чтобы вернуть себе силу и влияние в стране. И тут главный вопрос, как они это будут делать? Силовой вариант, как это было в январе, видимо, исключается из-за позиции Кремля, который выступил в качестве гаранта Токаева.
При таком раскладе антитокаевская фронда может попробовать сыграть на противостоянии России и стран Запада и постараться заручиться поддержкой Запада, заинтересованного в том, чтобы Казахстан поменял свою нынешнюю пророссийскую ориентацию. Такая внешнеполитическая поддержка могла бы стать для них серьезной подмогой в борьбе за власть, но при этом еще более дезориентировала бы казахстанцев.
В любом случае мы можем констатировать, что пирамида единовластия, выстраиваемая три десятилетия Назарбаевым, сегодня прекратила существование. В стране налицо двоевластие. С одной стороны, это действующий президент Токаев с наспех собранной им разношерстной командой «реформаторов», а с другой – мощный клан Назарбаева, обладающий огромными денежными и людскими ресурсами, сторонники которого работают абсолютно во всех сферах государственного механизма, связанны взаимными обязательствами и в свое время клялись в верности главе клана.
Думаю, что основные события этого противостояния развернутся на парламентских и президентских выборах. Это шанс для людей из клана Назарбаева мирным путем вернуть себе политическую власть в стране.
Думаю, что подготовка к этому уже идет. По крайней мере, просматриваются их попытки создать свои партии, которые попытаются провести своих людей в парламент на следующих выборах.
Думаю, это прекрасно понимают в окружении Токаева, а потому, несмотря на обещания, никаких принципиальных изменений в части расширения полномочий парламента на референдуме не наблюдалось. Видимо, там понимают, что наделять широкими полномочиями парламент, зная, что на выборах туда могут пройти их противники – крайне опасно
Точно также и с регистрацией новых партий: обещаний много, но на деле процедура регистрация партий остается надежным фильтром, позволяющим отсеивать Акорде неугодные партии.
И, как показал референдум, выборную систему Акорда тоже менять не собирается. Это для Токаева и его команды чревато большими рисками. Поэтому нет никаких сомнений, что они постараются максимально сохранить контроль над выборным процессом. Так что блоки против готовящихся к реваншу сторонников Назарбаева сохранятся по всем направлениям. Это понятно: на войне как на войне. Хотя для оппонентов Токаева с их возможностями это вполне решаемые задачи: у них должно хватить сил, влияния и денег, чтобы обойти эти блоки. Чего не может себе позволить демоппозиция.
Таким образом, после 5-6 января 2022 года стало ясно, что власть раскололась на два лагеря. А это может привести к появлению реальной многопартийности.
К моему большому сожалению, там может не найтись места для традиционной демоппозиции. Оппоненты из демократического лагеря в силу ряда причин рискуют остаться за бортом этой борьбы. Но это тема для отдельного разговора.
Так что, скорее всего на грядущих выборах бороться за власть будут и с той и с другой стороны люди из власти, которые далеки и от идеалов демократии, и от желания всерьез что-то менять в стране.
Это будет именно борьба за власть в чистом виде, без претензий на изменение ситуации в стране. А это означает, что никаких серьезных перемен от победителей в этом противостоянии элит ожидать не стоит.
Трудно поверить, что Токаев способен построить Новый Казахстан, и уж тем более этого нельзя ожидать от его оппонентов из клана Назарбаева. Но вот сам факт раскола власти и начала противостояния означает начало новой эпохи — эпохи борьбы за власть, чего в принципе не могло быть при Назарбаеве. А это по любому сработает на ускорение роста гражданского сознания казахстанцев и их политической активности.
Демонополизация власти даст толчок для осознания необходимости реальных перемен, как внутри элиты, так и у простых людей. Вот тогда можно будет говорить о Новом Казахстане.
И, похоже, эти процессы уже пошли, и очень важно адекватно реагировать на них тем, кого нынешняя ситуация не устраивает и кто хочет реальных перемен.