Казахстану необходимо будет адаптироваться к изменению российского статуса на международной сцене, чтобы видеть не только потенциальные риски, но и возможности. При этом не допустив любых попыток использовать страну в обходе санкций или вовлечения Казахстана в торгово-экономические войны.

Казахстан должен исходить из того, что после начала войны в Украине Россия постепенно будет входить в группу стагнирующих стран, которая теряет свои конкурентные преимущества (особенно человеческий капитал), сокращает поле для дипломатических маневров и строит свой нарратив на усиление конфронтации с Западом, сделала ставку на модель «контролируемой напряженности».

С другой стороны, в условиях новой нормальности санкционного давления на Россию и увеличения ее изоляции у Казахстана появляются новые возможности провести апгрейд своих геополитических ориентиров на постсоветском пространстве для укрепления международных позиций.

Ужесточение санкций против России не только создает возможности для ускорения диверсификации транспортно-логистических маршрутов для Казахстана, но также может заложить основу для более успешной диверсификации экономической модели, в первую очередь в сфере снижения экспорта сырья и расширения ее переработки для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью.

Также с целью укрепления военной безопасности необходима оборонная диверсификация военных связей Казахстана, как в сфере закупки вооружения, так и подготовки военных кадров. Нельзя все яйца держать в одной корзине ОДКБ, особенно когда их может разбить увеличивающаяся геополитическая турбулентность.

Что касается ЕАЭС, который Россия продолжает использовать как механизм экономического контроля, то выход из этой токсичной организации (как и ОДКБ) для Казахстана было бы оптимальным решением. Но для этого необходима политическая воля и смелость.

Здесь можно согласиться с экономистом Алмасом Чукиным, который считает, что у этого регионального объединения есть три врожденных заболевания: механизм принятия решений, расщепление доходов от сбора таможенных пошлин и доминирование России в ЕАЭС.

При этом экономист считает, что самая серьезная проблема сегодня — это получение доходов от таможни, так как в условиях санкционной реальности все изменилось. Россия продолжает получать 85% таможенных пошлин в рамках ЕАЭС, в том числе за счет Казахстана, несмотря на то, что после начала войны в Украине российская экономика резко и масштабно сократила внешнюю торговлю.

В конечном счете хотел бы напомнить, руководству Казахстана о том, что если оно не собирается выходить из ЕАЭС, то пусть хотя бы защищает экономические интересы страны, опираясь на 3-ю статью Договора о Евразийском экономическом союзе, где говорится о таких основных принципах, как обеспечение взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон.

И к национальным интересам Казахстана на данный момент также относится минимизация токсичных экономических связей с государством, которое находится в состоянии войны и на долгие годы (если не на десятилетия) попало под санкционный пресс.

При этом перед республикой стоят несколько важных задач.

Во-первых, не оказаться втянутым в военный конфликт любой интенсивности. Ведь те, кто отвечают за безопасность Казахстана, кажется, игнорируют тот факт, что с точки зрения российской власти Казахстан напоминает Украину 2014 года. Тогда также была дырявая система безопасности, в том числе информационная, а «пятая колонна» была не только в обществе, но и в структурах государственной власти, в том числе и в силовых органах.

Что должен делать Казахстан, так это внимательно изучать кейс Украины 2022 года, которая сейчас не только демонстрирует военные успехи, но, учтя все ошибки 2014 года, также значительно укрепила свою информационную безопасность, в первую очередь, прекратив вещание российских пропагандистских информационных ресурсов. И это именно то, что мы призывали сделать наши власти ещё с 2014 года.

Во-вторых, не попасть в зону «перекрестного огня», оказавшись между российским молотом и западной наковальней.

В-третьих, играть на опережение и формировать собственную повестку дня в сфере безопасности, экономического сотрудничества, минимизации рисков и угроз, которые могут угрожать всему региону. Перефразируя Джона Куинси Адамса (автора «Доктрины Монро»): «Казахстан не должен выглядеть шлюпкой, плетущейся в кильватере российского крейсера».

В-четвертых, республика должна стать слишком важной, чтобы ей угрожали. Но этого можно добиться только через выстраивание геополитического контрбаланса по отношению к России по таким направлениям, как:

— укрепление позиций Организации тюркских государств, в разных сферах, от транспортно-логистической до военной. Кстати, после майского визита в Турцию, эта тема может подниматься во время августовского визита К.Токаева в Азербайджан;

— более тесное взаимодействие с мусульманским миром (ОАЭ, Саудовская Аравия, Иран);

— сопряжение транспортно-логистической программы ЕС «Глобальные ворота» с Транскаспийским международным транспортным маршрутом;

— позиционирование Казахстана не только в качестве важного транспортно-логистического узла в условиях выпадения Россия из глобальной системы транспортных связей, но и как ключевого участника обеспечения региональной безопасности в Центральной Азии.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.