Как в России вербуют граждан Центральной Азии на войну, где кроются причины языковых скандалов, о чем говорили на конференции в честь 100-летия отца Токаева, по каким причинам казахский лекарь уехал в Москву и  почему истощаются запасы Национального фонда, — обо всем об этом в сегодняшнем обзоре казахскоязычной прессы.

Продолжаем рассказывать читателям, что важного появилось за неделю в казахскоязычной прессе — самые интересные новости, резонансные события и комментируемые мнения в казахской среде и медиа. Публикации для обзора отбирает, переводит и комментирует журналист Назира Даримбет.  

В России трудовых мигранток из Кыргызстана вербуют на войну

Вербовщики привлекают к участию в войне в Украине кыргызстанок, работающих в России, распространяя призывы в больницах, библиотеках и школах, пишет радио Азаттық. Им предлагают работать медсестрами или поварами на фронте, обещая 200 тысяч рублей (2000 долларов) в месяц или 1 миллион рублей в год.

Вербуют также женщин-заключенных. К примеру, с начала войны только из города Снежное в Донецкой области были завербованы около 50 женщин, отбывающих срок в местной колонии. Причем они не работают фельдшерами или поварами, а идут именно сражаться на фронте. Многие осужденные на длительные сроки женщины соглашаются в надежде получить потом свободу.

Ранее МВД Кыргызстана сообщало, что на январь т.г. в российских тюрьмах находилось 1077 граждан КР, но неизвестно, сколько среди них женщин.  

Похоже, для России мигранты из Центральной Азии стали «пушечным мясом» в войне с Украиной. Мне вот интересно, почему  интересы «русского мира» должны защищать, извините, «чурки», как называют зачастую в РФ всех нерусских.

«Великий сын великого писателя»  

В рамках мероприятий по празднованию 100-летия Кемеля Токаева, отца президента Касым-Жомарта Токаева, в Алматы  прошла научно-практическая конференция сообщает turkystan.kz.

В мероприятии приняли участие министр культуры Аида Балаева, члены Союза писателей Казахстана, известные литераторы из России, Узбекистана и Кыргызстана. И с самого начала конференции в адрес названного «непревзойденным» родоначальником казахского детектива отца президента посыпались хвалебные оды.

К примеру, руководитель Союза писателей Казахстана Мереке Кулкенов назвал Токаева-старшего «писателем с трудной судьбой» и «занимающим особое место в казахской литературе».

Балаева зачитала поздравление от президента, в котором тоже прозвучали лестные слова. «Нет сомнения, что произведения талантливейшего писателя являются ценным сокровищем, пополнившим золотой фонд казахской литературы», — сказал сын про отца.

Известные писатели-аксакалы один за другим рассыпались лестью в адрес не только отца президента, но и самого главы государства.

«Кемел-ага очень рано ушел и не смог дожить до дней, когда его сын стал президентом. И не простым президентом, а очень культурным, скромным, образованным, свободно говорящим на пяти языках. В отличие от других президентов, он отличается благородством, пользуется особым почетом», — сказал драматург Дулат Исабеков.

Говоря «другие президенты», он явно имел в виду Назарбаева, но, помнится, в свое время Исабеков не раз удостаивался встречи с экс-елбасы. Тогда его мнение о нем было совсем иное. Он был доверенным лицом Назарбаева на выборах в 2011 году, а в одном из интервью сказал, что «нет достойнее человека быть президентом Казахстана», что «человек без сердца, не может всплакнуть, вспомнив мать» и поэтому  «я полюбил его не как президента, а как человека».

Еще в 2021 году Дулат Исабеков благодарил Назарбаева «за постоянную поддержку писателей», в одной из своих статей писал, что «Назарбаев – это настоящий лидер нации, всегда думающий о будущем народа». А уже буквально через год, в марте 2022 года заявил, что «пенсионер Назарбаев не может с чистой совестью появиться перед народом» — мол, народ его не любит.

Писатели иногда бы перечитывали написанное или сказанное ими ранее. 

Языковой скандал: «плевать я хотела»

 Портал Adyrna.kz публикует мнения экспертов по поводу скандала из-за видео, на котором жительница Астаны, ссылаясь на Конституцию, требует в супермаркете чек на «ее» языке, то есть на русском.

«Ничего я никому не обязана, я плачу налоги и мне должно быть на моем языке. В Конституции написано, и плевать мне, кто что хочет», — говорит она на видео.

Пользователей возмутила выходка женщины. «Обратите внимание на ее тон, как будто она находится в России», «Люди за 32 года Независимости не хотят элементарно прочитать чек на казахском», «Эта цена всей нашей языковой политики», — написали они в комментариях.

Юрист Айыпкан Мухамадиев считает необоснованными требования покупательницы. По его словам, норма эта применима к госорганам и органам самоуправления, супермаркет — частная организация.

В свою очередь общественный деятель Дос Кушим убежден, что такие инциденты, где русскоязычные граждане ссылаются на Конституцию, возникают из-за того, что в законе о языках нет конкретики.  

«На первый взгляд, вроде все понятно. Государственный язык применяется везде, а русский язык наравне с казахским только в госорганах и органах самоуправления. К другим местам такого требования нет, то есть в банках, магазинах и т.д. два языка не применяются одинаково. Но государство не может объяснить этого.

С другой стороны, в законе «О языках» говорится, что казахский и русский языки применяются одновременно «при необходимости». Не прописано конкретно, что такое «при необходимости». И некоторые русскоязычные понимают это по-своему, официальный и государственный язык для них одно и то же. Поэтому и возникают такие случаи», — говорит Кушим.

Он в очередной раз напомнил, что нужно принять закон «О государственном языке», о котором радетели казахского языка говорят не первый год.

Между тем, выходка женщины может расцениваться компетентными органами как «разжигание», за что грозит штраф в размере от 2 до 7 тысяч МРП или лишение свободы от 2 до 7 лет.  

Честно говоря, уже набили оскомину вот такие «качальщики прав». Недавно я была во Франции и обратила внимание, что там вам могут вообще не ответить, если вы что-то спросите не на французском. Может, и некорректное сравнение, и языковая политика во Франции другая, но, тем не менее, хоть капля уважения должна быть к стране, где живешь, и ее языку.  

Все оттуда, а он — туда: зачем казахский лекарь переехал в Россию

Выходец из Аральского ауыла молодой лекарь Ерболсын Серикбаев три месяца назад перебрался в Москву. Почему он это сделал, рассказывает газете «Айқын».

«У меня здесь работа, меня в России знают, пригласили, дали бесплатно жилье, машину, всей команде дали работу. Создали все условия для работы и учебы. Мне все нравится, вообще меня здесь лучше поддержали», — говорит он.

По словам Ерболсына, россияне бережнее относятся к своему здоровью.

«А у нас как? Люди приходят на лечение один раз, потом на следующий раз, у них то той, то поминки, и забрасывают. И говорят всякое в мой адрес, что нет результата и прочее».

Десять лет назад Ерболсын прославился в Казахстане своими способностями лечить людей. Тогда в народе его прозвали «Үкілі бала» за то, что носил головной убор с пером филина. Вместе со славой его преследовали различные слухи и негативные разговоры. Сейчас он получает медицинское образование по специальности «Лечебное дело».

Все-таки выглядит странно, когда ты едешь в страну, из которой все бегут, даже собственные граждане. А сама эта страна — агрессор.  

Почему так «исхудал» Нацфонд

За последние три года Национальный фонд Казахстана не вырос ни на тиынку, более того, его запасы только уменьшаются. К такому выводу пришли аналитики портала Nege.kz., изучив состояние Нацфонда.

Согласно отчету за 2022 год, инвестиционные убытки составили 2,6 трлн тенге — более 10% Нацфонда. Несмотря на то, что в прошлом году в Фонд влили 6,4 трлн тенге, это не дало роста, потому что было немало изъятых трансфертов.

Казахстан ставил цель довести активы Нацфонда к 2030 году до 100 млрд долларов, но судя по нынешним темпам, это кажется уже нереальным, считают авторы издания. Для сомнения есть основания — в 2023 году цены на нефть упали, значит и денег в Нацфонд поступит меньше.

Правительство, чтобы закрыть дыры в бюджете, уже привыкло брать деньги из фонда. И если сравнить с прошлогодним профицитом, то нынешний дефицит бюджета с учетом цен на нефть уже вырос до 60%.  

Пора бы правительству заняться реальными делами, а не только «залезать» в запасы Нацфонда.

Все прошлые обзоры по ссылкам ниже:

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

Можно через KASPI GOLDотправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887И есть еще несколько способов – на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.