Похоже, между Национальным банком и правительством существует некая конфронтация. Как минимум, в публичном пространстве.

Глава Нацбанка РК Тимур Сулейменов в последние пару месяцев публично демонстрирует мягкое, но настойчивое несогласие с политикой кабмина. Выступая на пленарном заседании мажилиса, где рассматривались уточнения в республиканский бюджет 2024 года, он прямо заявил, что практика увеличения трансфертов из Нацфонда приводит к серьезному дисбалансу в бюджетной системе, увеличивает инфляцию и не дает возможности развиваться рынку.

«Бюджет значительно опирается на трансферты из Национального фонда. Как результат – ненефтяной дефицит остается высоким. Напомню, что эта важная для Казахстана метрика сбалансированности государственных финансов.

В текущем году объем прямых трансфертов из Нацфонда составит 5,6 трлн тенге, а общее изъятие средств превысит 6 трлн тенге. В итоге баланс поступлений и изъятий средств Нацфонда остается отрицательным – изъятия превышают поступления.

Этот серьезный проинфляционный фактор не дает нам возможности быстрее смягчать монетарную политику, делать базовую ставку ниже, а значит и ставку по кредитам банков, в т.ч. для бизнеса», — заявил Сулейменов.

До этого на брифинге по итогам решения о базовой ставке Сулейменов заявил, что целевые трансферты необходимо включить в бюджетное правило, по аналогии с гарантированными трансфертами. С тем, чтобы был закреплен верхний потолок возможного размера трансферта.

В 2024 году правительство увеличило размер целевого трансферта сверх уже утвержденного на 2 триллиона тенге. Общий размер изъятий из Нацфонда только в виде трансфертов составляет 5,6 трлн.

Помимо этого, в 2024 году 476 млрд тенге было привлечено для покупки акций «Казатомпром», что по сути, также направлено на пополнение бюджета. В результате за год правительство забрало из Нацфонда свыше 6 трлн тенге.

При этом поступления в Нацфонд снижаются – на 1,5 трлн тенге из-за сокращения добычи нефти на 5,1 млн тонн.

Фактически, положительный баланс в Нацфонде между поступлениями и изъятиями сохраняется лишь с учетом инвестиционной доходности фонда. (Согласно отчету министерства финансов, за 10 месяцев поступления в Нацфонд составили 5,8 трлн, включая 3,2 трлн поступлений в виде налогов и сборов от нефтяного сектора, и 2,5 трлн – инвестиционной доходности. Изъятия за этот же период составили 4,7 трлн).

Практика привлечения средств Нацфонда для «разовых акций» также не вызывает у главы Национального банка особого энтузиазма. Отвечая на вопросы депутатов, он напомнил, что 2 трлн тенге были потеряны при оказании финансовой помощи банкам второго уровня.

«Что касается БВУ, им помогали начиная с середины нулевых годов через облигации. Эти облигации выпускались по очень низкой ставке от 0,1 до 3%. Поэтому у них общая номинальная стоимость более 3 трлн тенге, а справедливая рыночная стоимость 1,1 трлн тенге. Разница из-за того, что они были выданы на нерыночных условиях.

В 2022 году были проведены реформы по управлению Национальным фондом. Теперь облигации, которые могут покупаться за счет средств Нацфонда, могут выдаваться только на уровне среднесрочной инфляции, это рыночная практика, сейчас это около 10-12%.

То есть больше таких нерыночных инструментов из Нацфонда реализовано быть не может», — сказал Сулейменов.

Сделки с покупкой акций нацкомпаний оказались прибыльными. Напомним, что в 2023 году за счет средств Нацфонда были приобретены акции КазМунайГаз на 1,3 трлн тенге. По словам Сулейменова, сейчас этот пакет акций оценивается порядка 1,7 трлн тенге. То есть Нацфонд получил 400 млрд прибыли.

Приобретенный летом 2024 года пакет акций Казатомпром за 467 млрд тенге сейчас стоит порядка 600 млрд тенге.

«Да, это, наверное, не совсем стабильные инструменты, и ими не надо пользоваться, но, тем не менее, две эти инвестиции, которые были сделаны по акциям, они Национальному фонду принесли доход. Но как системный инструмент его использовать нет необходимости», — заявил Сулейменов.

Об одном нюансе глава Нацбанка, впрочем, умолчал.

Именно Национальный банк является управляющим Нацфондом, и главная задача управляющего – обеспечивать сохранность и инвестиционный доход. Но почему-то, понимая невыгодность, неэффективность и фактически вред для экономики, управляющий соглашается с действиями правительства и изымает деньги из Нацфонда во все большем объеме.

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ на эту тему:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.