«Мы боремся не только за территорию, но и за самих себя. Мы уже не спрашиваем, нужен ли украинский язык — мы им живем. Мы не спорим про «цивілізаційний вибір» — мы украинцы и мы европейцы. Мы не боимся своей идентичности — мы отстаиваем ее, и сотни тысяч людей готовы сделать это ценой своей жизни и здоровья», — пишет на своей странице в Facebook известный украинский публицист Виталий Портников.
_
Он вспоминает, как больше тридцати лет назад Украина обрела независимость, и рассказывает, как живет сегодня страна.
Каждый год, уже тридцать три раза подряд, я начинаю писать текст на годовщину Независимости – и сразу чувствую смущение. Ибо хотелось бы, чтобы это были праздничные слова, светлые и возвышенные. А реальность снова и снова создает другой фон – тяжелый, тревожный, наполненный разочарованиями и неоправданными ожиданиями.
Даже в те годы, когда, казалось бы, на улицах было спокойно, я чувствовал скрытую тревогу: мы делаем маловато, мы можем упустить шанс, и любая идиллия – будь то кучмовская застойная, будь то майдановская возвышенная – может рассыпаться в прах от очередного реванша или даже войны.
Праздничным по-настоящему был только один текст – первый, написанный мной 24 августа 1991 года, прямо на лестнице Верховной Рады. Тогда, чтобы ничего не забыть и рассказать о главном, я спешно записывал строки, еще не зная, что они останутся в моей памяти на всю последующую жизнь.
Главным образом этого текста стал священник, который читал молитву после того, как мы узнали результаты голосования. Люди, взволнованные и приподнятые, упали перед ним на колени. Я, признаюсь, этого момента почти не помню – он потерялся в водовороте невероятных событий тех дней. Но он есть в моем тексте. Дальше еще будет немало молитв. Но она была особенной, потому что это была первая молитва в независимом государстве.
В государстве, которое казалось невероятным не только врагам, но и друзьям, в государстве, которого на политических картах мира не существовало. В государстве, которое, казалось бы, не спасут даже молитвы. А они спасли.
Сегодня я пишу во время, когда одни верят в скорый конец войны и могут быть обречены на очередное разочарование, другие ничего уже не ждут и отчаялись, другие готовы бороться, но не видят даже в далекой перспективе конца этой борьбы. Мы живем в стране, ежедневно переживающей обстрелы, разрушение, ранение и смерти, в стране, где общество устало и разочаровано властью, которую само и избрало. И да, в такой стране не просто жить – в ней непросто жить, даже выживать нелегко.
Но посмотрите сами: чего мы добились за это время. Тридцать четыре года назад мы провозгласили независимость страны, большинство людей которой даже не считали Украину своей Родиной. Их Родиной был Советский Союз, а Украина казалась провинцией, вроде Курской области.
Мы провозгласили независимость страны, где люди стыдились родного языка, где собственная культура считалась второстепенной, где идентичность была размыта до исчезновения. Мы провозгласили независимость страны, где смыслом новой жизни видели только благосостояние и сытость. Мы провозгласили независимость страны, где интеллигенция юга и востока воспринимала Украину как улучшенный вариант России только без ее имперской агрессии.
А теперь посмотрите на сегодняшний день. Мы боремся не только за территорию, но и за самих себя. Мы уже не спрашиваем, нужен ли украинский язык – мы живем им. Мы не спорим о «цивилизационном выборе» – мы украинцы и мы европейцы. Мы не боимся собственной идентичности – мы ее отстаиваем, и сотни тысяч людей готовы делать это ценой своей жизни и здоровья.
Тридцать четыре года назад верующие в такую Украину казались безнадежными маргиналами и мечтателями. Теперь именно такая Украина является реальностью, выстраданной, болезненной, оплаченной кровью. И этот процесс уже необратим. За него и молились люди в тот августовский день 1991 года. Они не молились за автомобили или шикарную свадьбу, за сытость или удачную карьеру. Они молились о той стране, в которую верили.
И я уверен: если мы выстоим сегодня и будем строить завтра, Украина станет и богатой, и современной, и успешной. Но главное – она будет Украиной.
Именно ради этого ее независимость и была провозглашена в тот незабываемый августовский день.
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»
В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.
«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.
Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.