В Кыргызстане народ, недовольный тем, как посчитали голоса на прошедших 4 октября парламентских выборах, вышел на митинг протеста, и с тех пор события в стране развиваются стремительно. В ночь с 5 на 6 октября в Бишкеке был захвачен Белый Дом, во вторник прошло заседание Координационного совета, сформированного оппозицией, а в среду народ опять вышел на митинг, требуя люстрации и импичмента президента.
Что происходит у соседей? Как гражданское общество и политики намерены стабилизировать ситуацию? Об этом мы расспросили гражданского активиста, участника митингов и очевидца захвата Белого Дома Сумсарбека Мамыралиева (он также является сторонником молодежной партии «Реформа» и принимал участие в прошедших выборах в парламент).
— Сумсарбек, расскажите, пожалуйста, как развивались события в ночь захвата Белого Дома?
— После объявления итогов выборов, на которых были зафиксированы тысячи нарушений, лидеры оппозиционных партий призвали народ выйти на митинг. Рассылали сообщение через соцсети. И, по моим подсчетам, на площади собралось больше 25 тысячи человек. Народ был очень разный — представители гражданского общества, члены партий, обычные жители Бишкека, позже присоединились люди из регионов. Мы мирно стояли с 11 утра, выдвинули одно требование: назначить перевыборы. Мы не требовали отставки президента.
Все было очень мирно и культурно. Люди были в масках, принесли мусорные баки, разделили зоны на курящие и некурящие, раздавали бесплатно антисептики. Мы это сделали сами, хотя по Конституции нас должна была обеспечить мэрия. Планировали, как в Ереване, мирным путем добиться выполнения наших требований и ждали адекватной реакции со стороны властей. Но никто к народу не выходил, нас игнорировали. А потом они тупо сбежали.
— Захват Белого Дома заранее планировался? Как это произошло?
— Знаете, когда на площади больше 25 тысячи человек, то сложно понять, кто и что делал. Но я помню, что вдруг какая-то часть людей начала прорываться к зданию Белого Дома. Может быть, это произошло на волне всеобщей эйфории, а, возможно, из-за действий провокаторов. Но ОМОНовцы только и ждали повода для разгона демонстрантов. Их было около 6000 и они начали стрелять в толпу (резиновыми пулями — ред.), пустили слезоточивый газ прямо на сцену, где стояли лидеры партий и оппозиции. Люди растерялись, кто-то начал убегать, многие пострадали. Среди них и лидеры оппозиции, к примеру, Чинара Акаева, Гульнара Аубакирова. Но с кыргызами так нельзя!
— Иначе они устроят революцию и захватят Белый Дом?!
— На самом деле никакого захвата не было. Во-первых, внутри здания уже никого не было, во-вторых, люди просто снесли главные ворота ограждения. В народе давно говорили, мол, зачем госучреждению забор, от кого ограждаются чиновники, от народа? Почему? Уже потом люди стали заходить в здание.
Сам я внутри не был, но людей, которые пинали портреты, топтали ковры, не могу осуждать. Может они вели себя не совсем культурно, но это наши граждане. И я понимаю их — народ нищий, голодный, озлобленный. Его нельзя обвинять, потому что ситуация в стране хуже некуда, мы на самом дне.
— Хорошо, люди вышли на митинг, добились своего — ЦИК отменил результаты парламентских выборов. Что дальше?
— Мы будем добиваться жесткой люстрации, чтобы те, кто раньше был во власти, не имел права никуда назначаться или баллотироваться. Будем вести диалог, и если Координационный совет к нам не прислушается, то снова выйдем на митинги.
Нам важно сделать так, чтобы третья революция дала плоды. А то у нас получается какой-то день сурка, над нами уже соседи смеются, в том числе и друзья из Казахстана. Говорят: «Кыргызы, вы крутые, но у вас ничего не меняется».
— Кто вошел в Координационный совет и почему их несколько?
— Сейчас я иду на заседание (вечер 6 октября — авт.), в совет вошли бывший премьер-министр Омурбек Бабанов, депутат Жогорку Кенеша Омурбек Текебаев, еще один бывший премьер Темир Сариев, который затащил нас в Таможенный союз. Много непонятных сил, люди Бакиева, Атамбаева…
— Чем же тогда эта революция будет отличаться от предыдущих?
— Я думаю тем, что в этот раз на площади не было, наверное, проплаченных людей. Были обычные жители Бишкека и регионов, представители шоу-бизнеса. Обычно колесящие с концертами в поддержку того или иного кандидата на выборах, в этот раз артисты пришли на митинг и выступали. Это, к примеру, такие наши звезды, как Гулзада Рыскулова, Мирбек Атабеков и другие.
Раньше мы такого даже представить себе не могли. Это как если бы в Казахстане на митинге выступил Кайрат Нуртас. Были и представители творческой интеллигенции: писатели, поэты, дизайнеры. В этот раз они были с народом.
— А на основании чего были назначены исполняющие обязанности глав МВД, ГКНБ и Генпрокуратуры. Кто им дал полномочия?
— В выборе людей на эти должности принимали участие представители всех партий, вышедших на митинг. Временно исполняющими обязанности главы ГКНБ стал Омурбек Суваналиев — это наш комиссар Катани, его так прозвали в народе за честность, в свое время он был против Бакиева, потом Атамбаева. Генпрокурором назначен представитель партии «Атамекен» Алманбет Шитманбетов. Эти назначения были оперативно сделаны, чтобы предотвратить хаос и мародерство в городе. Сам я тоже состою в некоторых дружинных комитетах. Мы поделили город на районы, и сами жители Бишкека патрулируют город ночью и днем.
— Где сейчас находится президент Сооранбай Жээнбеков?
— Официально говорят, что в Бишкеке, но есть информация, что он сбежал в родовое гнездо в Оше. Хочу отметить, то, что произошло в Кыргызстане, это только первая часть Марлезонского балета. Сейчас наша главная задача – не допустить старых воров во власть. Поэтому мы будем добиваться жесткой люстрации и, пока не добьемся своего, будем стоять на митингах.
— Спасибо за интервью, удачи и держите нас в курсе!
Напомним, в Бишкеке митинг начался 5 октября после объявления итогов парламентских выборов, которые прошли 4 октября. Примерное в три утра 6 октября, после нескольких часов жестких столкновений с ОМОНом на улицах кыргызской столицы, протестующие захватили здание Белого Дома, где также находится рабочая резиденция президента Кыргызстана. Затем демонстранты освободили ряд политиков, находившихся в заключении — в частности, бывшего президента Алмазбека Атамбаева, бывшего депутата Садыра Жапарова и бывшего премьер-министра Сапара Исакова.
Днем 6 октября наступило некоторое затишье, был сформирован из числа оппозиционеров Координационный совет, взявший на себя функции исполнительной власти, назначены временные руководители в ключевые силовые структуры и парламент.
Однако 7 октября народ вновь вышел на митинги, требуя отставки президента Жээнбекова и люстрации чиновников, служивших прежней власти.
Молодцы ребята. Хороший интервью.