Смерть в СИЗО Нур-Султана активиста ДВК Дулата Агадила даже если, как утверждают сейчас официальные власти (основываясь на показаниях сокамерников), действительно не была насильственной, все равно несет в себе большие политически риски, но все зависит от того, насколько оперативно и открыто будут действовать власти Казахстана, считают собеседники Telegram-канала Uzyn Qulaq в администрации президента России.
Либо это роковая случайность, либо сознательная провокация, исполненная силовиками в преддверии заседания бюро политического совета партии «Нұр Отан» (5 марта). Очевидно, что смерть политического активиста в СИЗО будет иметь общественный резонанс не только внутри страны, став возможным триггером для массовых протестных акций, но и за пределами Казахстана. Для мировой общественности, прессы и иностранных НПО «ответчиками» будут сохраняющий контроль над силовыми ведомствами Нурсултан Назарбаев и действующий президент Касым-Жомарт Токаев.
Подогревает ситуацию и довольно странное ночное задержание Дулата Агадила, проводившееся людьми «в гражданском» на автомобиле, который также официально не имеет отношения к правоохранительным органам Казахстана. Всем известно, что в Казахстане давно существует проблема пыток в полиции и тюрьмах.
Кроме того, смерть 40-летнего мужчины по причине «острой сердечно-сосудистой недостаточности» лишь добавляет вопросов произошедшему. В соседней России неоднократно фиксировались случаи, когда протестным политическим активистам делали «укол» нейролептика, способного вызвать остановку сердца.
ОТ РЕДАКЦИИ. В соцсетях уже назвали смерть активиста ДВК Дулата Агадила убийством. Так это или нет, пока непонятно. Мы будем внимательно наблюдать за расследованием, которые обещали провести правоохранительные органы.