Расходы на государственный информационный заказ в Павлодарской области в этом году превысят 1,3 миллиарда тенге. Это больше, чем на меры социальной поддержки инвалидов или на соцобеспечение детей-сирот. Причем львиная доля этих средств осваивается без конкурсов, путем закупа из одного источника.   

В последнее время часто сталкиваешься с удивительным противоречием. Чуть ли не все чиновники дружно и хором говорят о слышащем государстве. И в то же время, когда какому-нибудь акиму говорят о народном недовольстве, он искренне не понимает, о чем идет речь. Людей не слышат не только потому, что власть не желает их слышать, но и потому, что их протестные голоса глушит пропаганда. Рядовые граждане просто не в силах ее перекричать.

На службе у каждого акима, начиная с уровня района, стоит пропагандистская машина, вбивающая в общественное сознание оптимизм и радость за успехи в социально-экономическом развитии. Машина эта работает четко и слаженно, используя разнообразные ресурсы – периодика, телевидение, радио, интернет, наружная реклама, массовые мероприятия с идеологической направленностью (флешмобы, КВНы, круглые столы, околонаучные конференции и прочие).

Чем громче народ возмущается дороговизной жизни, очередями в поликлиниках, плохой работой коммунальный служб и точечной застройкой, тем громче и навязчивее становится государственная пропаганда. В точном соответствии с законом Ньютона – действие рождает противодействие.

Главным администратором бюджетной программы по реализации на областном уровне  государственной информационной политики выступает управление информации и общественного развития (до июля 2019 года оно называлось управлением внутренней политики). В городах и районах госзаказ реализуется отделами внутренней политики.

У каждого ведомства свой бюджет. В районах он в пределах 15-25 миллионов тенге, в городах от 51 миллиона тенге (в Аксу) до 57 и 58 миллионов тенге (в Павлодаре и Экибастузе соответственно). Самый большой бюджет для размещения госзаказа в средствах массовой информации у областного управления ИОР – 765,5 миллиона тенге. С учетом всех уровней бюджета в 2020 году на эти цели потратят 1 113 969 000 тенге.

Но это еще не все. Городским и районным отделам выделены также приличные суммы на услуги по реализации государственной политики в области информации, укрепления государственности и формирования социального оптимизма граждан. Суммы варьируются от 10 миллионов и до 60 с лишним миллионов тенге. По содержанию и исполнению вся эта работа является точно такой же пропагандой, поэтому расходы на нее мы плюсуем в общий котел.

 1 миллиард 371 миллион тенге потратят власти области на госинформзаказ, укрепление государственности и формирование социального оптимизма! 

Для сравнения, бюджет Павлодарской области потратит на меры по социальной поддержке инвалидов 1,182 миллиардов тенге, а на социальное обеспечение детей-сирот 1,195 миллиарда тенге.

Поскольку это деньги налогоплательщиков, возникает вопрос о прозрачности их расходования. Все бюджетные деньги, выделяемые на приобретение государственными органами товаров, работ и услуг, должны осваиваться через соответствующее законодательство. Основополагающие принципы, которыми должны руководствоваться госорганы (заказчики товаров, работ и услуг) изложены в 4 статье закона «О государственных закупках». В их числе: открытость, прозрачность, эффективное расходование бюджетных средств, честная конкуренция, недопущение коррупционных проявлений.

Дабы чиновникам легко и удобно было эти принципы соблюдать, законодатели предложили организаторам госзакупок разные формы их проведения: через аукционы, товарные биржи, конкурсы, запросы ценовых предложений. Все эти механизмы придуманы специально для того, чтобы бюджетные заказы осваивались честно и в рамках здоровой конкуренции. Только так определяется объективная стоимость закупаемых государством товаров, работ и услуг.

Предусмотрен и закуп из одного источника, но (!) только в особо оговоренных, исключительных случаях. Когда законодатели прописывали подобную лазейку для заключения контрактов без конкурсных процедур, они вряд ли предполагали, что через нее будут реализовываться контракты на десятки миллиардов тенге. В том числе это касается и госинформзаказа.

Сложившаяся в Павлодарской области практика освоения госзаказа — классический пример раздачи бюджетных заказов в обход конкурсных процедур. По большому счету, никакие это не госзакупки (в том виде, в котором они были задуманы: честно, открыто, через здоровую конкуренцию), а щедрое одаривание избранных поставщиков деньгами налогоплательщиков.   

Анализ заключенных отделами внутренней политики и управлением ИОР договоров показывает, что через открытые конкурсы они приобретают всякую бытовую мелочь (бумагу, канцтовары, тряпки) или в лучшем случае мизерные в денежном выражении (в пределах 1-2 млн тенге) услуги.

Большая же часть госинформзаказа, процентов на 98-99, реализуется путем закупа услуг из одного источника по причине несостоявшихся конкурсов. То есть технические задания составлены таким образом, что заявленным требованиям соответствует только один потенциальный поставщик — из числа тех, кто очень нужен организаторам. Таким образом, конкурсы срываются, и в соответствии с пунктом 2 статьи 39 закона «О госзакупках» заказчик осуществляет закупки без конкурсов, заключая договоры с приглашенными поставщиками.

Иными словами задуманная законодателями мера исключительного характера используется постоянно. Потому что эта лазейка позволяет отдавать бюджетные подряды в нужные руки. 

Можно как угодно относится к госзаказу, но есть два очень важных момента:

  • во-первых, в условиях экономического кризиса и отсутствия рекламы госзаказ сегодня остается одним из главных источников финансирования СМИ;
  • во-вторых (и это самое главное), госзаказ оплачивается деньгами налогоплательщиков, поэтому реализовывать его надо открыто, прозрачно и в рамках конкуренции.

Однако сложившаяся в регионах практика показывает, сколь сильно искажены и, я бы сказал, извращены те принципы, которые заложены в системе госзакупок. Отсутствие прозрачности и честной конкуренции нарушает не только права независимых средств массовой информации на доступ к освоению бюджетных средств, но также приводит к необъективному ценообразованию и низкому качеству в том же госинформзаказе.

Обратной стороной госзаказа стали принудительные подписки на акиматовские газеты и борьба за искоренение нелицензированных операторов спутникового телевидения под тем предлогом, что они не транслируют отечественные телеканалы. Объясняется этот дикий «маркетинг» просто — медийный продукт сидящих на госзаказе СМИ большинству населения не интересен.

В итоге мы получаем абсурдную ситуацию: простые граждане не в состоянии найти в СМИ актуальную для себя информацию, чиновники не понимают, каковы настроения людей, но при этом на информационную политику государство выбрасывает десятки миллиардов тенге.

Самый последний пример: в конце 2019 года жители Павлодара дважды направляли президенту Касым-Жомарту Токаеву открытые обращения с жалобой на акима области Булата Бакауова (17 января арестован по подозрению в совершении серьезного коррупционного преступления), которого обвиняли в точечной застройке областного центра и лоббировании интересов девелоперов. Под этими обращениями подписалось более десяти тысяч павлодарцев.

Однако когда на брифинге в Нур-Султане столичные журналисты напомнили Булату Бакауову об этих жалобах, тот в ответ лишь усмехнулся. Какие недовольные? Какие десять тысяч? Ни областное телевидение, ни акиматовская пресса, ни проплаченные тролли в интернете ни о каком народном недовольстве Булату Жумабековичу не рассказывали. Потому что были заняты выполнением госзаказа и самоотверженно повышали у граждан социальный оптимизм.

В виду того, что госинформполитика полностью отдана на откуп чиновникам, и над ней нет никаких механизмов общественного контроля, она особой оригинальностью форм и глубиной своего содержания, мягко говоря, не отличается. Все тематические линии госзаказа для СМИ определяют сами акиматовские начальники, поэтому в технических заданиях из года в год кочуют одни и те же требования к поставщикам услуг – публикация имиджевых материалов, формирование позитивного облика местных органов власти, размещение и продвижение в СМИ (в том числе в соцсетях) статей и роликов о социально-экономических успехах. Полное отсутствие критического мышления и сравнительного анализа.

Власть априори хороша, ее работа всегда успешна. Эту аксиому павлодарцам вдалбливают с утра до вечера по всем каналам коммуникации. Чем громче недовольство людей, тем громче славословия в адрес акиматовских начальников.

Согласитесь, в этом есть некий изощренный садизм, когда граждане жалуются в интернете на заваленные снегом улицы и тротуары, а их недовольство глушат проплаченными за их же, налогоплательщиков, счет статьями и телепередачами о том, как все у нас хорошо. 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.