Помните, как полицейские пытали утюгом Азамата Батырбаева? На днях Талдыкорганский городской суд огласил приговор пяти сотрудникам полиции, которые пытали задержанных во время январских событий 2022 года, в том числе и Батырбаева. Потерпевших — 23 человека.
Историю Азамата Батырбаева мы подробно рассказывали в спецрепортаже из Талдыкоргана и в статьях — этой и этой.
Обвинения полицейским были предъявлены по всем четырём пунктам части 2 статьи 146 («Пытки») Уголовного кодекса РК— пытки, совершённые группой лиц или группой лиц по предварительному сговору; неоднократно; с причинением средней тяжести вреда здоровью; в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, или несовершеннолетнего.
И каким, думаете, был приговор?
- Айдына Кенжебаева и Нуртазу Жанбакытулы суд приговорил к четырём годам лишения свободы — каждого.
- Сапарамурат Токташ осуждён на три с половиной года колонии.
- Ермеку Жумашеву и Алмас Боканову суд назначил по три года колонии (минимальный срок, предусмотренный частью 2 статьи «Пытки»).
Суд также постановил лишить сотрудников специальных званий и запретил им занимать должности в органах безопасности сроком на три года.
Как проходили судебные заседания по этому делу (в нем фигурировали 5 полицейских и 23 пострадавших от их пыток), мы рассказывали в репортаже «Боль и отчаяние. Как в Талдыкоргане проходят суды по пыткам«.
Мы попросили прокомментировать решение суда заместителя директора Казахстанского международного бюро по правам человека и координатора Коалиции против пыток Розу Акылбекову.
Она сама присутствовала на судебных процессах, а юристы Коалиции выступали адвокатами нескольких потерпевших по этому делу.
«Ситуация неоднозначная с потерпевшими, — рассказала нам правозащитник, — кто-то стал прощать полицейских».
Однако это, по ее мнению, не должно отменять строгого наказания их со стороны государства:
«У государства есть обязательства по Конвенции против пыток, которую ратифицировал Казахстан, и оно должно выполнять свои обязательства. Судья и прокурор должны знать об этом».
Возмущает ее и само решение, которое она считает непозволительно мягким:
Активистам и или журналистам выносят приговоры по максимуму, а преступникам, которые применяли жестокие пытки, дали всего 4 года. Это возмутительно. В 2008 году Казахстан объявил политику нулевой терпимости, согласно которой государство не может прощать преступления такого характера».
Правозащитник сообщила, что Коалиция будет обжаловать приговор:
«Мы считаем, приговор недостаточно справедливым, потому что 3 или 4 года тюрьмы это не совсем адекватное наказание совершенному преступлению. Когда пройдет половина срока, эти люди могут подать на условно-досрочное освобождение. И могут снова продолжать пытать людей, устроившись на работу через 3 года.
Мы не судьи, конечно, но хочу заметить, что суд вполне мог применить наказание по статье 146 часть 2 Уголовного кодекса РК (Пытки), которое подразумевает наказание от 5 до 7 лет или по 3-ей части, где предусмотрено до 12 лет лишения свободы. Но в Казахстане практика такова, что обычно за пытки у нас дают небольшие сроки, как людям, которые совершили кражи, к примеру.
Но мы намерены пойти до конца в этом деле и, если не найдем справедливости в стране, будем обращаться в международные суды».
Роза Акылбекова также рассказала, что Коалицией против пыток, в которую входят около 40 казахстанских НПО, подано 56 сообщений спецдокладчику ООН против пыток. И, кстати, в этом году Казахстану предстоит отчитываться в Комитете ООН против пыток.
О чем, интересно, там будут докладывать казахстанские власти?
НАПОМНИМ, ЧТО судебные процессы, начавшиеся в сентябре 2022 года, длились больше четырех месяцев.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-747 977 5139 или на номер карты 4400 4301 4483 1945. И есть еще несколько способов – на этой странице.