До 19 марта, когда в Казахстане пройдут досрочные выборы в Мажилис Парламента РК и маслихаты осталось всего несколько дней. Неудивительно, что к ним главным образом приковано все внимание общественности, прессы и экспертного сообщества. Хотя  в стране между тем идут другие – более важные, на наш взгляд, процессы.

Мы уже высказывали свое мнение о выборах, которые пройдут 19 марта 2023 года. На наш взгляд, их внутриполитическое значение не слишком велико по двум причинам.

Во-первых, результаты этих выборов по-прежнему определяются главным образом Акордой, а не избирателями.

Во-вторых, появление в составе нижней палаты парламента активных людей, в том числе с оппозиционным прошлым, мало что изменит во внутриполитическом раскладе.   

Ведь в авторитарной политической системе, практически не изменившейся с момента ухода Нурсултана Назарбаева и «избрания» вместо него Касым-Жомарта Токаева, выборные органы в стране по-прежнему ничего не решают.  Соответственно появление в их составах немногочисленных «буйных» депутатов сделает парламентские «собрания» разве что более зрелищными, но и только.

Поэтому, по нашей оценке, для будущего страны куда важнее внутриполитические расклады в правящей элите и их динамика. Тем более что процессы, идущие уже больше года за кулисами власти, стали резко ускоряться.

Судя по тому, что действующий президент и Акорда в целом старательно обходят вниманием и разоблачениями как самого Нурсултана Назарбаева, так и большую часть его родственников и приближенных, за исключением нескольких человек, назначенных быть «козлами отпущения», Касым-Жомарт Токаев соблюдает заключенные с предшественником договоренности.

Однако такое положение дел не может продолжаться долго. Ведь бывший елбасы продолжает быть лидером если не для народа, то для большей части правящей элиты, которая во многом является продуктом его усилий. И эта большая часть остается верной Нурсултану Назарбаеву по той простой причине, что особого доверия к его преемнику эти люди не испытывают.

Плюс именно Назарбаев может в любой момент времени выставить своего преемника из Акорды. Хотя бы потому, что располагает не только «компроматом» на него, но и имеет гигантские денежные ресурсы, которые может конвертировать в поддержку сограждан  — если не на выборах, то на улицах.

Плюс многие из тех, кто богат и влиятелен, очень боятся, что родственники и приближенные Токаева  заставят его санкционировать кардинальный передел собственности и сфер влияния в экономике.

Мы считаем, что Токаев, конечно, будет стараться выполнять договоренности со своим предшественником, но не факт, что это у него получится. Ведь если близкие к нему люди не смогут добиться вслед за переделом сфер влияния в госаппарате и во внутренней политике передела собственности и сфер влияния в экономике, то в глазах основной части казахстанцев они станут либо глупцами, либо слабаками, а, скорее всего, и первыми и вторыми одновременно.   

Поэтому мы уверены, что значительная, если не основная часть активности многих вновь избранных депутатов будет посвящена «разоблачению» тех лиц, которые отказываются делиться нечестно нажитым с новыми власть имущими.

И в этих условиях неизбежен раскол правящей элиты на тех, кто поддерживает Касым-Жомарта Токаева и «Новый Казахстан», благодаря чему получает возможность сконвертировать усиление своей политической роли и влияния в материальные ценности и влияние в экономике, и тех, кто невольно превращается в «кормовую базу» для первых.

Более того, процесс этот, начавшийся всерьез после трагических январских событий, после досрочных выборов должен ускориться, расшириться и углубиться. Хотя бы по той простой причине что после завершения переформирования «суперпрезидентской вертикали» власти, ее элементы получат возможность начать всерьез «осваиваться» и «осваивать» все вокруг.

Другое дело, что мы не рискнем прогнозировать, как элитные кланы, сформировавшиеся во времена «Старого Казахстана» и не готовые делиться нечестно нажитым имуществом и активами с теми, кто доминирует в «Новом Казахстане», будут реагировать на новых конкурентов.

С одной стороны, делиться нечестно нажитым, особенно в крупных размерах, всегда больно.

С другой — смелых и буйных среди ближайших родственников и соратников Нурсултана Назарбаева не просматривается. Все, кого бывший «лидер нации» отдал на заклание «Новому Казахстану», в том числе такой влиятельный в прошлом госдеятель, как Карим Масимов, не оказали особого сопротивления. И, похоже, людей образца Аблязова, готовых бороться до конца, там нет вообще.

Все это означает, что нынешняя казахстанская правящая элита начнет ускоренно делиться на две большие группы. Первая примет новые правила игры и присягнет Токаеву. Вторая же попытается выйти из игры, уехав куда-нибудь подальше и сменив казахстанское гражданство.

Не будем называть богатых людей, которые, по информации самых разных источников, уже пребывают сейчас далеко от Казахстана, обживаются в зарубежных государствах и явно не собираются на Родину возвращаться. Но список их достаточно велик. И он, похоже, будет расти и дальше.

Вопрос, будет ли Акорда заниматься возвратом их самих и их состояний, пока остается открытым. Однако в условиях, когда «Новому Казахстану» нечего предложить таким людям (ну разве что сохранение им гражданства и зарубежных паспортов), эффективность любых мер, которые могут придумать Токаев с Кариным, будет близкой к нулю.

Единственное, что может заставить вернуться в страну богатых казахстанцев, знающих, что их могут привлечь к ответственности и посадить за решетку как Кайрата Сатыбалды, Карима Масимова и Кайрата Боранбаева, это обеспечение безопасности (как личной, так и их состояний) в Казахстане — большее, чем это было бы у них за рубежом.

Но именно этого второй президент РК как раз обеспечить не сможет, что доказали трагические январские события 2022 года. Тех, кто протестовал по политическим мотивам, оказалось в итоге на порядок меньше, чем тех, кто воспользовался временным ослаблением «суперпрезидентской вертикали», чтобы пограбить все, что можно пограбить.

И поскольку «Новый Казахстан» мало чем отличается от «Старого», вероятность передела собственности и сфер влияния  после выборов еще сильнее возрастает.

К тому же сохранение в стране высокой инфляции, которая, по нашему мнению, выше, чем это фиксируют отечественные статистики, будет и дальше снижать уровень жизни казахстанцев. А значит и усиливать рост протестных настроений в республике.  Противопоставить же этому президент Токаев и его команда пока могут только словесные обещания и выведение на внутриполитическую арену все новых и новых «козлов отпущения» для публичных «казней».

Поскольку у нас нет сомнений в том, что никто из назарбаевских олигархов не желает для себя такой участи, мы уверены, что они, скорее всего, выберут эмиграцию, чем скамью подсудимых.

Но особенно процесс перераспределения собственности внутри правящей элиты ускорится после смерти Назарбаева. Сторонние наблюдатели, особенно из развитых стран, сильно недооценивают субъективный фактор в политических процессах в странах вроде Казахстана.

В качестве примера вспомним кейс бывшего зятя Назарбаева. Рахат Алиев в течение долгого периода времени был врагом номер два бывшего елбасы, но насильственная смерть настигла его в венской тюрьме только после того, как умер его отец Мухтар Алиев  — человек, связанный с Назарбаевым не только совместной работой правительстве, но и многими другими нитями.

Так что, люди, входящие в нынешнюю казахстанскую правящую элиту и в силу этого посвященные во многие тайны Акорды, первого президента  и его преемника, сейчас решают вопрос, который встал в прошлом году перед многими россиянами – где им безопаснее? 

Пока их никто публично не гонит из страны. Но риск повторения январских событий и активность  новых власть имущих по «перепашке целины», похоже, не оставляют им большого выбора.

 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.