Согласно Всемирному индексу свободы прессы 2023 года, который оценивает среду для журналистики в 180 странах и территориях и публикуется во Всемирный день свободы печати (3 мая), ситуация «очень серьезная» в 31 стране, «трудная» в 42 странах. «проблемные» в 55 и «хорошие» или «удовлетворительные» в 52 странах. Другими словами, среда для журналистики «плохая» в семи из десяти стран и удовлетворительная только в трех из десяти.
Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» подготовила к Дню свободы печати свой 21-й выпуск Всемирного индекса, который, по их замечанию, свидетельствует о серьезных и порой радикальных изменениях, связанных с нестабильностью.
Индекс свободы прессы за 2023 год, оценивая условия для работы журналистов в 180 странах и территориях мира, показывает, что ситуация является:
- «очень плохой» в 31 стране,
- «сложной» – в 42
- «проблематичной» – в 55
- «хорошей» или «довольно хорошей» она остается в 52 странах.
Иначе говоря, условия для журналистики плохие в 7 из 10 стран и удовлетворительные только в 3 из 10.
Уже седьмой год подряд на первом месте Индекса остается Норвегия. Но впервые второе место заняла не скандинавская страна, а Ирландия (2; +4), опередив Данию (3; -1).
Нидерланды (6-е место) поднялись сразу на 22 позиции и вернулись на место, которое они занимали в 2021 году до убийства журналиста Питера Р. де Вриса.
В нижней части индекса также произошли изменения. Вся тройка аутсайдеров – это исключительно азиатские страны.
Вьетнам (178 место) с его сезоном охоты на независимых журналистов и комментаторов; Китай (179 место; -4), являющийся крупнейшей в мире тюрьмой для журналистов и одним из ведущих экспортеров пропагандистского контента; и, что не удивляет, Северная Корея (180 место).
«Всемирный индекс демонстрирует очень высокую волатильность складывающихся ситуаций со значительными подъемами и спадами, беспрецедентными изменениями, например, подъем на 18 мест Бразилии и падение на 31 место Сенегала.
Эта нестабильность является следствием повышенной во многих странах агрессивности властей и расту числа проявлений враждебности к журналистам как в социальных сетях, так и в реальной жизни.
Нестабильность также является следствием роста индустрии производства симулякров, которая формирует и распространяет дезинформацию, а также предоставляет инструменты для ее производства», — отмечает генеральный секретарь «Репортеров без границ» Кристоф Делуар.
Воздействие индустрии симулякров
В Индексе-2023 подчеркивается опасность влияния индустрии фикций в цифровой экосистеме на свободу прессы. В 118 странах – двух третях стран, оцениваемых Индексом, – большинство респондентов, заполнивших анкеты сообщают, что политические деятели их страны либо регулярно, либо систематически вовлечены в кампании дезинформации или пропаганды.
Границы между истинным и ложным, реальным и искусственным, фактом и артефактом становятся столь размытыми, что это ставит под угрозу само право на информацию. Беспрецедентные манипулятивные возможности используются для еще большего ослабления тех, кто олицетворяет собой качественную журналистику, одновременно с этим ослабляя всю журналистику в целом.
Поражающее воображение быстрое развитие генеративного искусственного интеллекта (ИИ) сотрясает и без того хрупкий мир СМИ, который уже был в значительной степени подорван Web 2.0.
Со своей стороны, владелец Twitter Илон Маск доводит до крайности логику произвольной цензуры, демонстрируя, что платформы соцсети – это зыбучие пески для журналистики
Как показало расследование созданного и взращенного RSF журналистского консорциума Forbidden Stories, индустрия дезинформации распространяет свою манипулятивную продукцию в особо большом количестве. А теперь и искусственный интеллект переваривает контент, чтобы выдать компиляции, не отличающиеся строгостью и достоверностью.
Пятая версия ИИ Midjourney, который генерирует изображения очень высокой четкости, наводняет социальные сети все более правдоподобными и не отличимыми от реальности подделками, о чем свидетельствуют поразительно реалистичные фотографии жесткого задержания Дональда Трампа или портретом Джулиана Ассанжа, пребывающего в состоянии овоща и стянутого смирительной рубашкой, которые были стали вирусными.
Пропагандистская война
Эти условия выгодны для расширения пропаганды России (164-е место), которая опустилась еще на девять позиций в индексе-2023.
Москва в рекордные сроки создала новый медиа-арсенал для насаждения кремлевского дискурса на оккупированных территориях юга Украины, в то время как мощнейшее давление было оказано на оставшиеся независимые российские СМИ, которые оказались запрещены, заблокированы и/или объявлены «иностранными агентами».
Военные преступления, допущенные Россией в Украине (79-е место) немало способствовали тому, что эта страна получению одну из худших оценок Индекса по такому показателю, как уровень безопасности.
Война в Украине затрагивает и Западную Европу, которой порой сложно отыскать точку равновесия между безопасностью и свободой. Несколько государств ограничили работу журналистов под предлогом «национальной безопасности».
В Греции (107-е место) скандал с прослушкой журналистов спецслужбами и шпионской программой «Predator» представляет собой самое серьезное посягательство на свободу прессы в ЕС в 2022 году. Это также объясняет, почему Греция занимает худшее место среди европейских стран в Индексе-2023.
В Албании (96-е место) прокуратурой было несоразмерно ограничено возможность СМИ освещать произошедшую Ирана кибератаку на государственные учреждения.
В Великобритании (26-е место), где в ожидании экстрадиции продолжает находиться Джулиан Ассанж, авторы законопроекта о национальной безопасности, не придумав защитных мер для журналистов, угрожают ведущимся ими расследованиям.
В Латвии (16-е место) регулирующий орган произвольно отозвал лицензию у независимого российского канала.
В Финляндии (5-е место) два журналиста были осуждены за разглашение государственной тайны.
Новое законодательство Швеции (4-е место) угрожает конфиденциальности журналистских источников.
Несмотря на все эти тревожные признаки, разрыв между странами Европейского союза сокращается. В этом регионе число стран, улучшивших свои позиции в Индексе-2023, в два раза превысила число стран, чьи позиции снизились.
Все это происходит в тот момент когда в ЕС обсуждается принципиально новое законодательство, устанавливающее для ее членов общие стандарты свободы СМИ. Более того, повышение позиций большинства восточных стран-членов ЕС в Индексе происходит на фоне растущего осознания того, как независимая информация может служить оплотом против кремлевской пропаганды. Сербия (91-е место; -12), где проправительственные СМИ транслируют российскую пропаганду, зафиксировала самое большое падение места в регионе ЕС-Балканы.
Взлеты и падения
Соединенные Штаты (45-е место) «упали» на три позиции.
Американские респонденты анкеты Индекса негативно оценили положение журналистов в их стране (недостатки местной законодательной базы, широко распространенное насилие), несмотря на все усилия администрации Байдена. Убийство двух журналистов (Джеффа Германа из Las Vegas Review Journal в 2022 году и Дилана Лайонса из Spectrum News 13 в 2023 году) негативно сказалось на общей оценке страны.
Одновременно с этим Бразилия (92-е место) поднялась на 18 позиций после того, как Жаир Болсонару, чей срок пребывания у власти был отмечен проявление сильной враждебности к журналистам, покинул свое кресло, а к власти вернулся Лула да Силва, который пообещал улучшить ситуацию.
В Азии политические изменения иного рода также ослабили удушающий контроль властей над прессой, что объясняет некоторое значительные оценок, например, в Австралии (27 место; +12) или в Малайзии (73 место; +40).
Ситуация перешла из категории «проблемная» в категорию «очень серьезная» в трех новых странах: Таджикистане (153-е место; -1), Индии (161-е место; -11) и Турции (165-е место; -16). В Индии захват прессы олигархами, близкими к премьер-министру Моди уничтожает плюрализм, в то время как режим Эрдогана усилил репрессии против журналистов в преддверии выборов 14 мая 2023 года.
В Иране (177-е место) интенсивные репрессии против общественного движения, вызванные смертью молодой Махсы Амини, привели к снижению баллов по показателям Индекса как «социальный контекст» и «правовая база».
Наиболее значительные снижения в Индексе-2023 наблюдаются в Африке. Являвшийся до недавнего времени примером для региона Сенегал (104-е место), опустился на 31 позицию, в основном из-за судебного преследования журналистов Папе Але Нианга и Папе Ндиайе и из-за резкого ухудшения условий безопасности для журналистов.
Среди стран Магриба все более авторитарным и нетерпимым к критике прессы становится Тунис президента Каиса Саида (121 место), который опустился сразу на 27 позиций.
В Латинской Америке на 33 позиции опускается Перу (110-е место), где журналистам дорого обходятся постоянная политическая нестабильность. Они одновременно подвергаются репрессиям, нападкам и дискредитации за слишком тесную связь с политической элитой.
Снижение индекса Гаити (99-е место; -29) также в основном связано с продолжающимся ухудшением ситуации с безопасностью.
Рейтинг по регионам
Европа – регион мира, где условия занятия журналистикой наиболее благоприятны, особенно в странах Европейского Союза. Однако ситуация на континенте неоднозначна. Германия (21-е место), на территории которой зафиксировано рекордное количество инцидентов с применением насилия и арестов журналистов, опускается на пять позиций.
Польша (57-е место), где 2022 год был относительно спокойным в плане свободы прессы, поднялась на девять мест, а Франция (24-е место) – на два.
Греция (107-е место), где за журналистами при помощи мощных шпионских программ следили секретные службы, остается на последнем месте в ЕС.
На общую оценку региона также в значительной степени повлияли низкие показатели Центральной Азии.
Несколько ее стран — Кыргызстан (122-е; -50), Казахстан (134-е; -12) и Узбекистан (137-е; -4) — снижаются из-за увеличения числа нападок на СМИ.
Туркменистан (176-е место), где цензура и слежка еще больше ужесточились после избрания в марте 2022 года сына бывшего президента Сердара Бердымухамедова, по-прежнему входит в пятерку стран с самым низким уровнем свободы прессы.
Ни в Северной, ни в Южной Америке больше не осталось стран, помеченных зеленым цветом.
Коста-Рика (23-е место; -15), которая была последней страной в зоне с «хорошей» ситуацией, сменила категорию, потеряв 5 баллов из-за очень значительного снижения своего политического балла (-15,68 балла), и теперь располагается ниже Канады (15-е место; +4). Мексика (128-е место), потерявшая в этом году еще одно место, насчитывает самое большое количество пропавших без вести журналистов в мире (28 за 20 лет).
Куба (172-е место), где возродилась цензура, а пресса по-прежнему монополизирована государством, остается последней среди стран этой зоны.
Несмотря на то, что в Африке произошли некоторые заметные улучшения, например, в Ботсване (65-е место), которая поднялась на 30 позиций, в целом журналистская деятельность на континенте, где ситуация теперь характеризуется как «сложная» стала более сложной почти в 40% стран (33% в 2022 году).
В частности, таков пример Буркина-Фасо (58-е место), где приостановлено вещание международных каналов и изгоняются журналисты, особенно из региона Сахеля, который превращается в «информационную черную дыру». На континенте также произошло несколько убийств журналистов, включая убийство Мартинеса Зонго в Камеруне (138-е место). В Эритрее (174-е место) пресса по-прежнему полностью зависит от произвола президента Иссайаса Афеворки.
Азиатско-Тихоокеанский регион по-прежнему является одним из худших в мире режимов для журналистов. Мьянмар (173-е место), после военного переворота и прихода к власти хунты превратившийся во вторую в мире худшую тюрьму для журналистов, и Афганистан (152-е место), где условия труда журналистов продолжают ухудшаться, а женщины-журналистки буквально вычеркнуты из общественной жизни, остаются в нижней части рейтинга.
Последним в региональном рейтинге стал регион Магриба и Ближнего Востока, который остается крайне опасным для журналистов: более чем в половине стран этого региона ситуация расценивается как «очень сложная».
Крайне низкий рейтинг некоторых стран, таких как Сирия (175-е место), Йемен (168-е место) и Ирак (167-е место), объясняется, в частности, большим количеством журналистов, которые в них пропали или были взяты в заложники. Несмотря на повышения рейтинга Палестины (156-е место; +14), индекс безопасности в этой стране остается очень низким после гибели еще двух журналистов в 2022 году.
Саудовская Аравия (170-е место) находится в самой нижней части индекса.
Из стран Магриба свой авторитарный дрейф подтвердил Алжир (136-е место), что выразилось в преследовании владельца СМИ Ихсане Эль Кади; из-за этого он опустился на два места и остается в категории стран, где ситуация с прессой считается «сложной».
Общемировой рейтинг по странам представлен следующим образом:
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – на этой странице.