После того, что Евгений Жовтис сделал с законопроектом властей «О мирных собраниях», главной интригой было, чем они (власти) ответят.
Дело в том, что с точки зрения соответствия международным демократическим стандартам ООН Евгений Александрович оставил мокрое место от этого корявого «изделия» МИОР (министерства информации и общественного развития — ред.). Об этом он неоднократно публично, аргументированно, что называется на пальцах, говорил на всех уровнях, в том числе и за рубежом. Так что, если Парламент примет этот закон во втором чтении, то г-н Токаев будет очень бледно выглядеть перед своими бывшими друзьями по работе в ООН.
Последним гвоздем в крышку гроба с законом явилось письмо Спецдокладчика ООН, в котором ведущий специалист в области мирных собраний черным по белому расписал, что закон казахстанской власти ни к черту не годится. Жовтис оперативно перевел это письмо и в аккурат перед принятием закона выложил на всеобщее обозрение. Появление разъяснений Спецдокладчика похерило все надежды на демократическую легитимность принимаемого закона и заодно выставило министра Абаева в совершенно в неприглядном свете.
Понятное дело, это не могло понравиться ни министру МИОР, ни парламентариям, приготовившимся дружно проголосовать за закон, ни его заказчику – президенту Токаеву. В итоге в коридорах власти по доброй и старой традиции решили наказать строптивого правозащитника, отказавшегося играть по правилам власти. Тут же, как по команде, в ряде СМИ и в соцсетях появились публикации, в которых началась информационная атака на руководителя казахстанского Бюро по правам человека. Причем по старому классическому шаблону: Жовтиса я не читал, но считаю, что он не прав.
Понятно, что спорить с Жовтисом в части основных его претензий к закону у его критиков кишка тонка. Здесь желающих дискутировать не нашлось. Зашли с другой стороны. Предприняли хитрый ход, приписав Евгению Александровичу то, чего он не говорил.
Зацепились за пункт второстепенный, не имеющий принципиального значения с точки зрения запретительного характера этого закона. Возбудились по поводу того, что иностранцы, согласно стандартов ООН, имеют право участвовать в митингах на территории Казахстана. На этом основании особо националистически озабоченные критики договорились до того, что назвали Жовтиса врагом казахского народа.
Ну и, как водится, одни его записали в агенты Кремля, другие — в проводники чуждых нам западных ценностей, а третьи — в тайного провайдера китайской экспансии. При этом никто не удосужился уточнить, а говорил ли это Жовтис на самом деле.
На самом деле люди, приписывающие правозащитнику защиту нормы разрешения иностранцам митинговать в Казахстане, мягко говоря, лукавят. Не говорил этого Жовтис. Это дезинформация. Ему приписали слова, принадлежащие Спецдокладчику ООН Клеману Ньялетсосси, который, анализируя казахстанский закон, подверг его критике с точки зрения международных стандартов, где в частности было отмечено, что согласно международным демократическим стандартам у иностранцев также должно быть право на мирные собрания. Однако организаторы атаки на Евгения Жовтиса не остановились перед откровенной ложью и вбросили эту дезу с тем, чтобы поднять волну возмущения со стороны национально ориентированных казахстанцев.
Так что, на мой взгляд, вентилятор включили в Акорде, а уж что на него набрасывать, каждый из принявших участие в этой позорной кампании по дискредитации правозащитника решал сам.
Для таких дел, как известно, любые средства хороши. И люди во власти в очередной раз это продемонстрировали.
P.S. Что касается позиции самого Жовтиса по этому вопросу, то в его проекте закона о мирных собраниях это звучит так:
Ст. 8 п.2: «Иностранные граждане, лица без гражданства и беженцы не могут быть участниками мирного собрания, проводимого в рамках избирательной кампании, или имеющего цели, связанные с политической конкуренцией».