Правозащитники и соратники 62-летнего марафонца и политического активиста Марата Жыланбаева, приговоренного в 2023 году к семи годам лишения свободы, утверждают, что состояние его здоровья ухудшилось.

25 июля в соцсетях появились сообщения, что Жыланбаев очень сильно похудел, выглядит как «живой мертвец», в «обморочном состоянии» и «не ходит».

В тот же день на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека известная правозащитница, глава неправительственной организации “Ар.Рух.Хақ” Бахытжан Торегожина сообщила про реакцию на вопросы о состоянии марафонца Комитета уголовно-исполнительной системы (КУИС) МВД. По ее словам, там ей ответили, что с Жыланбаевым все нормально.

Письмо, которое было направлено в КУИС, она затем отправила на имя министра внутренних дел – то есть главному начальнику тюремщиков. Но его, как сообщила Торегожина на пресс-конференции, вернули обратно в КУИС.

«Я не удивлюсь, если КУИС его опять отправит в Департамент уголовно-исполнительной системы (то есть своим подчиненным – ред.) и начальник учреждения напишет, что он хороший, золотой, и все, что вы пишете, это неправда», — говорит правозащитница.

Торегожина утверждает, что на попытки подать иски в суды, им отвечают, что Жыланбаев «должен сам обращаться».

«У нас есть информация, что жалобы Жыланбаева не выходят из учреждения», — сказала правозащитница.

Она требует пустить к Жыланбаеву журналистов.

Активистки из Кокшетау Назгуль Жусупова и Даметкен Бейсенбаева говорят, что 25 июля они пришли в Департамент уголовно-исполнительной системы Акмолинской области и добились, чтобы им показали видео с Жыланбаевым с камер, установленных в учреждении №4, где марафонец и оппозиционный политактивист отбывает срок.

«Со спины он очень тощий, он так сжался, маленьким стал. Мы со спины не узнали его. На втором видео он был снят спереди, другая камера. Мы увеличили изображение. Он был похож на мумию, которую выкопали. Лицо серо-черного цвета. Он истощен. Запястья очень худые. Он в ужасном состоянии», — сказала Жусупова «Азаттыку».

Об ухудшении состояния здоровья Марата Жыланбаева говорит и его сын Рустам.

В КУИС в свою очередь заявляют, что состояние Жыланбаева удовлетворительное. 

«Осужденный Жыланбаев в связи с несогласием с приговором, подавал заявление об отказе от приема пищи. Вместе с тем, согласно записям камер видеонаблюдения, он употребляет воду, чай и компот, занимается физзарядкой по утрам. Состояние его здоровья оценивается как удовлетворительное. Осужденный находится под постоянным наблюдением медицинских работников. Распространяемая в отдельных публикациях информация о том, что его вес якобы составляет 45 кг, не соответствует действительности.

_

Жыланбаев неоднократно принимался на личный прием руководством ДУИС, представителями надзорных органов и правозащитных организаций. В его адрес направлялось письмо уполномоченного по правам человека с разъяснениями. Жалоб и заявлений от осужденного не поступало», — говорится в ответе КУИС на запрос информационного агентства КазТаг.

Сейчас мы имеем слова против слов – правозащитники и активисты против государства. Однако государство ранее сделало все, чтобы верить словам его представителей было сложно.

Мутные обвинения

В 2023 году Жыланбаева обвинили в участии в экстремистской организации и ее финансировании.

Речь идет о ДВК Мухтара Аблязова — движении, которое решением суда в 2018 году заклеймили «экстремистским». С тех пор это решение используется как повод для преследования наиболее решительных оппозиционных активистов типа Марата Жыланбаева, который открыто и жестко критикует власти, в том числе первого и второго президентов страны.

«Финансирование экстремизма», по словам его соратников, заключается в переводе средств одной из активисток так и не получившей регистрацию партии «Алга, Казахстан!» Бибигуль Имангалиевой.

В 2023 году, на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека, Имангалиева рассказала, что во время выборов в парламент и маслихаты на счет Жыланбаева через соцсети собирались деньги, которые планировалось потратить на регистрационные взносы для оппозиционных кандидатов-одномандатников. Среди этих кандидатов была и Имангалиева.

В уголовном деле Жыланбаева, как утверждалось на пресс-конференции двухгодичной давности, ее называли участницей «экстремистской организации» ДВК – вопреки тому, что участие Имангалиевой в этом движении не доказано. Нет в отношении нее и соответствующего приговора суда – Имангалиева даже опубликовала видео с ответом Генпрокуратуры, подтверждающим ее слова. 

«Деньги, полученные от Марата Жыланбаева, потрачены на избирательный взнос касательно моего выдвижения в депутаты мажилиса, который я благополучно заплатила и была официально зарегистрирована, — говорила Имангалиева два года назад. —  То есть деньги поступили в доход государства, а не какой-то террористической организации. Я зарегистрировалась как кандидат, меня проверяли все правоохранительные органы, включая КНБ».

Закрытый суд

Марата Жыланбаева судили в 2023 году в закрытом режиме.

Судья Кенжекен Каримов объяснил это ходатайствами двух свидетелей, которые заявили, что им угрожали. Про этих свидетелей неизвестно ничего, кроме псевдонимов – «Роза» и «Бариста».

Адвокат Жыланбаева Мейржан Доскараев обратил внимание на то, что источник якобы поступивших свидетелям угроз неизвестен, сам Жыланбаев настаивал на открытом суде, подчеркнув, что невиновен. Но суд все же закрыли.  

Как ранее это сделали с важными судами по Январским событиям.

Если государство так часто скрывает от граждан, платящих ему налоги, важные вещи, касающиеся общественной жизни и законных прав их соотечественников, то не совсем понятно, почему они должны доверять такому государству. В том числе и в вопросе состояния здоровья Марата Жыланбаева.

Мы уже слышали про "удовлетворительное состояние"

 В КУИС говорят, что состояние политзаключенного Марата Жыланбаева удовлетворительное.

Ранее мы уже слышали нечто подобное. Когда сидел Арон Атабек, государство тоже говорило, что его состояние удовлетворительное.

В конце концов из колонии вышел скелет, обтянутый кожей. Он умер через несколько недель после освобождения.

Фотокопия письма Национального центра по правам человека на тему состояния Арона Атабека, 2014 год. Скриншот из статьи «Азаттыка».
Угрозы вместо сотрудничества 

В КУИС, заявив, что с Жыланбаевым все нормально, также предупредили об ответственности за распространение ложной информации. И это – на фоне заявлений Акорды о концепции «слышащего государства», которое, по словам президента Касым-Жомарта Токаева, сделало нормой «прямое общение государственных служащих с гражданами».

В прошлом году президент говорил, что «слышащее государство»  сформировало «новую модель поведения госслужащих – проактивную и открытую, а значит, более ответственную и эффективную».

На примере Марата Жыланбаева ничего из этого мы пока не видим. У «слышащего государства» есть шанс доказать свою состоятельность, тем более что сделать надо самую малость – пустить к человеку журналистов и правозащитников, показать, как он выглядит. До тех пор верить госорганам трудно. Тем более на фоне угроз с их стороны.

 

НАПОМНИМ, ЧТО

_

Марат Жыланбаев известен не только в Казахстане. Он единственный в мире ультрамарафонец, который в 1990-е годы пробежал все крупнейшие пустыни: Каракумы, Сахару, Большую Викторию и Неваду, и семь раз попадал в Книгу рекордов Гиннесса. Но судили его, понятное дело, не за участие в супермарафонах, в ходе которых он придал Казахстану популярности побольше иных политиков, а за его гражданскую позицию и критику власти.

_

Ему покорились пустыни, но не политическая система родной страны: в 2022 году он несколько раз пытался зарегистрировать в Минюсте партию «Алга, Казахстан», а в этом стал обвиняемым по двум статьям уголовного кодекса.

_

Жыланбаеву вменили преступления, предусмотренные статьями 405 («Организация и участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после решения суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма или терроризма») и 258 («Финансирование террористической или экстремистской деятельности и иное пособничество терроризму либо экстремизму») УК РК и предусматривающие наказание до 6 и 12 лет лишения свободы соответственно.

_

Прокурор просил посадить Жыланбаева на 10 лет, суд остановился на 7 годах.  

Узнать больше про Марата Жыланбаева можно из наших публикаций:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

 

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

 

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

 

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.