До службы я не знал, что в армии срочники сидят в классах и чему-то учатся. У меня совсем другое представление было о службе из-за фильма «Цельнометаллическая оболочка» или сериала «Солдаты». Мне представлялось, что срочники всю службу будут заниматься физическими нагрузками, стрельбой и преодолением препятствий. Но, оказалось, что основную часть времени занимает учеба в классах, а физическая подготовка сведена к минимуму.

Военная организация

Армия похожа на школу. Не в метафорическом смысле «школы жизни», а именно на обычную школу. Потому что всё зациклено на учебу. Ведь если вспомнить такие произведения, как «Волоколамское шоссе» Александра Бека, то все начинается с обучения. Иерархия работает так же.

Например, организация в армии похожа на школьную. Банальная лесенка: взвод – рота (в артиллерии батарея) – батальон (в артиллерии дивизион) – бригада. Так же в школе: 8 «Б» – все 8-е классы – школа. В школьной аналогии нет параллели с бригадой, но не суть.

И так же, как в школе, в кабинетах сидят командиры взводами. По-крайней мере, в учебке так было. Командир взвода, он как классный руководитель в начальной школе, который проводит все занятия. Над командиром взвода стоит командир батареи (роты), он курирует командиров взводов, проверяет учебу, и в целом на нем лежит вся ответственность за подготовленность подразделения.

У командира батареи всего один заместитель — замполит, который проводит воспитательные беседы, следит за психологическим состоянием солдат, проводит разные праздничные мероприятия. Выше командира батареи — командир дивизиона. Он как директор школы. У него есть два завуча: заместитель по боевой подготовке (зампобою) и замполит (выше замполита батареи). На этом, наверное, аналогии со школой заканчиваются.

Все вышеперечисленные командирские должности сугубо офицерские. То есть, в армии есть три разных категории: солдаты, сержанты и офицеры. Это похоже на касты, где солдаты — самое низшее звено, сержанты — и так и сяк, а офицеры как брахманы.

Офицерами становятся после учебы в высших военных учебных заведениях, так сказать, в военных универах. Можно стать офицером и при наличии гражданского высшего образования. Таких зовут «пиджаками».

Сержантом можно стать, оставшись на контракт после срочной службы или закончив кадетский корпус в Щучинске (2 года учёбы). Сержантская система у нас уже совсем не советская, а американская. Если в Советском Союзе была должность только сержанта взвода, то сейчас уже идёт отдельная параллель иерархии, где после сержанта взвода – сержант батареи (роты) – сержант дивизиона (батальона) – сержант бригады – и даже сержант сухопутных войск или регионального командования.

И соответственно сержантских звании стало больше. Если в армии Советского Союза были старшины и прапорщики, то сейчас этих званий нет, после старшего сержанта идёт не старшина, а сержант 3-го класса, сержант 2-го класса, сержант 1-го класса, штаб-сержант и, наконец, мастер-сержант.

При этом сержанты всегда будут ниже по званию, чем любой офицер. Например, военному уже 40-45, он в звании мастер-сержанта, работает на должности сержанта сухопутных войск, прослужил больше 20 лет, но всё равно будет ниже по званию лейтенанта, который только закончил военный институт. Ну и, естественно, сержант не может командовать офицерами, тогда как офицер командует сержантами.

Еще отличие от советской армии в том, что все сержанты сейчас контрактники. А у солдат есть только два звания: рядовой и ефрейтор.

Учёба

Во время курса молодого бойца в классах изучают общевоинские предметы. Армия состоит из разных войск: танковых, артиллерии, мотострелков (пехоты), авиации, морских сил и т.д. Хоть и у этих войск разные задачи, техники, всё равно есть базовый минимум, который должны знать все. И танкисты, и артиллеристы, и моряки должны уметь стрелять из автомата, шагать, знать устав и т.п. Поэтому такие предметы называют общевоинскими. А после присяги уже изучают не общевоинские дисциплины, а специальные, которые касаются непосредственно родов войск, где будет служить солдат.

Ещё в казахстанской армии есть предметы идеологического направления. Например, государственно-правовая подготовка, где изучают президентские программы, вроде «Рухани Жаңғыру», а также законы и историю. Государственно-правовая подготовка (ГПП) длится весь срок службы, и она не только для срочников, но и для любой категории военных.

Во время курса молодого бойца распорядок был устроен так. В 6 утра подъём, до 7:10 — туалет, заправка кроватей, уборка казармы. После этого утренний осмотр, где старшина проверяет каждого на внешний вид (побрит ли, подшита ли форма, вся ли она в наличии). В 7:20 завтрак. А в 8:20 уже, в зависимости от дня недели, строевая подготовка, РХБЗ (надевание противогазов и защитных костюмов), чтение новостей, разъяснение законов.

Чтение новостей, это когда вся батарея в строю слушает сводку новостей о происходящих событиях в стране. Всё это длится 20 минут. В 8:40 начинается развод, где командир дивизиона доводит до всех план дня и приказывает дивизиону приступить к занятиям. Дальше выходит командир батареи, приказывает батарее приступить к занятиям. И потом (наконец-то) командир взвода ведет солдат к учебному корпусу, в кабинеты.

9:00 – 12:50 солдаты сидят в классах. В самом начале курса молодого бойца (КМБ), командир взвода учит различать звания, объясняет что к чему. Индивидуально солдатам никакой литературы не даётся, кроме распечатанного карманного блокнота, в котором есть вырезки из устава, перечень воинских званий, устройство АК-74, разные нормативы.

После того как солдаты немного осваиваются на службе, каждого заставляют зубрить устав. Самое первое в нем — это обязанности солдата (матроса), состоящие из 325 слов, которые нужно знать слово в слово. Потом нужно зубрить обязанности дневального (373 слов), и остальные вырезки из устава, связанные с другим обязанностями. 

В учебе в армии применяются все виды педагогических приемов. По части зубрёжки никто не сможет сослаться на плохую память и т.п. отговорки. Всех заставят выучить так или иначе. Например, тем кто не выучил обязанности, запретят сидеть в классе, они будут стоять. Бывает, некоторые неделю стоя учатся и это так себе удовольствие. Или ночью не дадут спать (в крайних случаях) или заставят убираться в туалетах. Все зависит от фантазии педагога, но все наказания в пределах допустимых методов.

В календаре занятий много общевойсковых предметов, таких, как: тактика, действие солдата в бою, разведка, международное гуманитарное право и т.д. Но в большинстве случаев эти занятия не проводят, отдавая их время на зубрёжку обязанностей. По вышеназванным предметам раздают распечатанные лекции и все их переписывают к себе в тетрадь, которую в любой момент могут проверить начальники.

Не могу винить командиров взводов за то, что они не ведут эти, вроде как, важные военные предметы. Школьное образование в Казахстане оставляет желать лучшего, немало солдат приходит в армию, не умея толком читать и считать. Желание преподавать исчезает, так как такая аудитория требует слишком много сил. Но главное — нет практической надобности в знании этих предметов на протяжении всей службы. А вот знание обязанностей будут проверять всегда.

В 13:00 – обед. С 14:20 до 15:00 время для личных потребностей военнослужащих, проще говоря, туалет и отдых.

Потом до 16:00 тихий час. Но это только до принятия присяги, потому что в первое время организм адаптируется к новому режиму и требует отдыха. После адаптации спать особо не хочется.

До 18:00 опять классные занятия, затем замполит проводит воспитательную беседу в казарме. В первый месяц их было много на темы патриотизма, президентских программ и истории. Иногда затрагивается экстремизм, запрещенные религиозные организации в Казахстане. Все темы заранее распланированы и утверждены руководством.

В 19:00 ужин. С 20:00 время для личных потребностей: шитьё, ремонт одежды и телевизор. Официально по распорядку дня все должны смотреть новости по «Хабару» до 21:30.

Потом вечерняя поверка (перекличка), туалет и отбой в 22:00.

Первая стрельба

Важное мероприятие до принятия присяги — первая стрельба. Она проводится два раза. Подготовка занимает мало времени, в классах начинают зубрить меры безопасности при стрельбе, ТТХ (тактико-технические характеристики) АК-74, рисуют на доске мушку и показывают, куда надо смотреть, чтобы попасть, учат порядку занятия позиции для стрельбы.

За день до стрельбы дают очень много документов для подписи, связанные со знанием мер безопасности. С этого момента надо привыкать, что на протяжении всей службы в армии солдату предстоит подписывать невероятное количество документов по разным случаям. 

Когда мы вышли за пределы части в сторону стрельбища, я рад был увидеть природу и горы. Все время находиться в казарме тяжело. Стрельбище находится рядом с частью, поэтому мы до него шли пешком. На солдат накинули автоматы, всякого рода ящики, каски и карематы. Сопровождающий контрактник держит рядом с собой солдата, который тащит колонку и включает современную попсу. Всем уже несколько раз сказали, что первая стрельба — не на оценки, а чтобы «нюхнуть пороху».

На месте стрельбища дали приказ разворачивать учебную точку. Это территория, огороженная ленточками, где должны стоять доски, постеры, учебные патроны, магазины и автоматы. На каждой точке показывают и выполняют нормативы по первой помощи, наполнению магазина патронами, прицеливанию и т.д.

Стреляют по 10 человек, а все остальные ждут очереди в учебных точках. Стрелки идут в пункт боепитания, чтобы взять патроны. Пункт находится в маленьком здании, напоминающим обычный ларек с окошком. Там солдаты расписываются в бумагах, из окошка выдают им патроны и они идут к мишеням.

В так называемом тире мишени висят на расстоянии 100 метров. После того, как группа отстреляет, все идут к мишеням и офицер, который руководит стрельбой, отмечает попадания цветным маркером. После подсчитывания попаданий, мишень не убирают, и когда стреляет следующая группа, ее попадания отмечают маркерами другого цвета.

Фото взято https://strategy2050.kz/ru/news/2755/

Моя первая стрельба запомнилось тем, что мы стреляли 9 патронами, и я набрал 65 баллов. Я был оглушен и до вечера чувствовал звон в ушах. Потом к шуму от стрельбы привыкаешь. Ещё я ожидал, что отдача у автомата будет сильной, и поэтому сильно прижал его к себе. Но оказывается, от АК-74 отдача почти не ощущается.

Кстати, школьников и может быть в военно-технических школах учат разбирать и собирать автомат на время. Но в армии это не нужно. Солдаты стреляют и чистят автоматы, а вот сборку и разборку на время… я ни разу не делал за год службы.

Мне понравилось стрелять. Я даже попросил сержанта взвода зайти в магазин, купить кока-колу, чтобы отметить это событие. Он разрешил.

До принятия присяги срочникам запрещено ходить в магазин и даже пользоваться магазинным мылом, зубной пастой и т.д. Такие ограничения объясняются карантином, и что это важно для первичного погружения в армейскую среду, потому что так каждому объясняется, что все одинаковые. Бывает, некоторые еще в военкомате покупают бритву, мыло и т.п. принадлежности. Советую так не делать, потому что их отберут и не дадут пользоваться до присяги. Лучше все купить после нее.

Так я постепенно начал привыкать к службе. После стрельбы было приятно ощущать принадлежность к военным. Я каждую неделю созванивался с друзьями и рассказывал о своих успехах, ждал присягу. О подготовке к ней расскажу в следующей статье.

Spread the love

2 КОММЕНТАРИИ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.