В связи с задержанием журналиста Михаила Козачкова telegram-канал Всемирное шежіре обратил внимание на «важный процесс, находившийся до недавнего времени в тени, а именно — скрытый передел рынка медиа».
«Дело в том, что Козачков — один из редких журналистов, который действует вне системы. А такого в последние годы система позволить уже не может.
Очень примечательно, к примеру, что на прошлой неделе в медиа появились отзвуки другой сделки, которая очень ярко характеризует происходящие процессы. «Слухи о том, что ERG решил все же избавиться от компании «Salem Social Media» подтверждаются. Машкевич (Александр Машкевич, один из руководителей ERG — Прим.) и его товарищи видимо окончательно разочаровались в проекте, куда по разным данным было потрачено несколько сотен миллионов долларов», — пишет канал Nege. Покупателем должен выступить «Казахтелеком».
Причем, обоснование поглощения, если попытаться разобраться в нервной подаче без лишних эмоций — деньги, авторы прямо пишут, что «в этом году уплачено пенсионных отчислений на 75,7 миллиона тенге. То есть только фонд оплаты труда составляет 757 миллионов тенге». То есть, в целом поглощение происходит по всем законам жанра, когда покупатель обозначает финансовые проблемы актива и предполагается, что новый менеджмент придет и наведет порядок.
Но здесь есть несколько моментов, которые важно отметить. Чем бы ни обосновывалось поглощение — фактически оно знаменует собой кардинальный передел рынка. Если кто-то не помнит, владелец всех этих ресурсов Александр «Алюминыч» Машкевич — олигарх, важное звено в структуре экономики, и главное, многолетний держатель пакета СМИ — в свое время они для таких людей были и общественной нагрузкой, и своего рода гарантией невмешательства в работу бизнеса. Такова была схема в системе сдержек и противовесов, выстроенная предыдущей властью страны.
Минусы в этой схеме, разумеется, были (баланс интересов вообще не предполагает ситуации win-win), но плюсов было больше — государство не занималось развитием медиа, но было уверено, что при соблюдении базовых договоренностей они не развернутся против него. В итоге, в Казахстане был хотя бы рынок медиа, в котором были свои крупные менеджеры, были сформулированные правила работы и подобие развития.
Теперь, насколько можно судить (закрывается еще и «Экспресс-К») Машкевич выходит из соглашения, то есть меняется структура взаимоотношений между бизнесом, медиа и властью. Если учесть, что государство через «Казахтелеком» владеет уже кусками медиа-империи Масимова и прочих, понятно, что работа в этом направлении ведется системная, фактически на этом направлении тоже идет слом договоренностей.
Плохо это или хорошо. Понятно, что государство и раньше контролировало рынок очень твердо — через систему госзаказов, убивших рынок, через установочные встречи администрации с владельцами и менеджерами СМИ. Но теперь оно не контролер, а менеджер — а связисты вообще никогда не умели заниматься контентом, да и с чего бы им уметь им заниматься?
В сухом остатке мы имеем умирающий рынок медиа, куда зашел еще и Новый Казахстан, который научился менеджерить только соцсети и телеграмм. Это означает, что в условиях турбулентности мы остаемся без нормальных медиа, способных хотя бы информировать. Не хотелось бы раз за разом повторять мантры про информационную безопасность, но в этих условиях таких, как Миша Козачков, государство должно точно не сажать».
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.