Смотрю я на то, что вокруг происходит, разговариваю с людьми разными, –  умными, неравнодушными, – пытаюсь сам что-то делать и прихожу к печальному выводу: нет, ничего у нас не получится. Никакого “жана Казахстан”.

С одной существенной оговоркой – при нынешнем положении вещей. С нынешним отношением к делу.

Это – важная оговорка. Она оставляет надежду на будущее. Хотя все наше будущее осталось позади. Так я считаю. А при нынешней организации и при нынешних подходах – никаких надежд. Никаких иллюзий. Во всяком случае – в ближайшие годы. И вот почему.

Все начинается с культуры. Само течение жизни подтверждает эту непреложную истину. Попробую объяснить на простом примере.

Помню, по детству, у нас в селе по вечерам нередко выключался свет. Достаточно было дунуть сильному ветру. Или пойти дождю. Или случиться снегопаду. Свет тут же гас.

И что тогда люди делали? Зажигали “керосинку”. Ее держали наготове. Или свечку. Потому что – привыкли. И не роптали. Ну выключился и выключился – что теперь делать? В темноте сидеть?

Конечно, керосиновая лампа не могла дать такого же освещения, что и “лампочка Ильича”, но уже не так темно. Можно было собраться за столом, поужинать. Запах, правда, керосиновый… Но терпимо.

Это я к чему?

Видите ли, можно жить и при керосиновой лампе. То есть в пределах ограниченного освещения. Но! В другую комнату уже не выйдешь. Мелкие вещи не разглядишь. Ничего не включишь: ни телевизор, ни радио. Остается идти спать…

Сейчас мы живем в тех же пределах. В пределах ограниченной видимости. И страной управляют люди, по большей части, ограниченные. Причем они – везде. В акиматах, министерствах, в правительстве… Во власти, одним словом. И это не новость. Это – данность.

Образовательный, мировоззренческий, интеллектуальный, этический, то есть культурный, а следовательно, качественный уровень не позволяет этому громадному штату чиновничьего аппарата решать серьезные проблемы. Они не в состоянии. Им не под силу. Есть, конечно, исключения. Но они потому и исключения, поскольку подтверждают своим редким присутствием правило.

А коли так, то получается, все логично. Нам ничего не светит в ближайшие лет пятнадцать-двадцать. Нам выпало жить в эпоху временщиков, тупо отбывающих номер. К тому же им недавно намекнули, что не стоит искать правду в соцсетях. Что это означает? А то, что свет им мешает жить. Им нужна темнота. Нужна искаженная картина мира, в которой “все хорошо”. А как строить новый дом в полумраке? Как же “Новый Казахстан”? Выходит, опять двадцать пять? Выходит, просто сменились лозунги, а суть осталась прежней?

Правды и так было ничтожно мало в нашей оберточной жизни, поэтому люди искали ее в сети. А где эти теперь будут ее искать? И будут ли? В “Казправде” что ли? А что такое сеть? Это – пульс времени.  Это – зафиксированная реальность. Это – документальные репортажи с мест. Это десятки, сотни бесплатных репортеров, которые рассказывают и показывают подлинную сторону жизни. Естественно, у каждого из этих репортеров своя точка зрения, свой комментарий. Чаще всего субъективный, эмоциональный, некорректный, сомнительный. Но зато в этом хоре голосов умный человек  расслышит и разглядит суть проблемы. Просто нужно уметь слушать, видеть, различать и делать правильные выводы.

Сеть, в каком-то смысле, это тот же свет. Как только его включают, все сразу становится видно. Другое дело – как к этому относиться? Можно просто взять и выключить. И никаких проблем. И жить в темноте.

У Шукшина есть фраза, которую он высказал как-то в сердцах. Приведу ее полностью.

“Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего они правят нами? Остаётся одно объяснение – при помощи нашей собственной глупости”.

Жестковато, конечно, но по сути – правда. Темнотой легко управлять. А при выключенном свете – тем более. А еще: в темноте легче спрятать и спрятаться. Воры и бандиты вообще выходят на свой промысел по ночам…

А почему?

Потому что в темноте вещи теряют свои истинные черты. Все выглядит мутно и неправдоподобно. Пугающе. Вот и выключают свет (сеть) как только сквозняком потянет. Как только дождем очищающим запахнет. Лучше уж оставить все как есть. Зачем показывать неприятные вещи? Зачем устраивать дискуссии? Так спокойнее. Так привычнее.

В этом я усматриваю оскорбительное и малодушное лицемерие властей. Призывать и не выполнять. Говорить и не делать. Обещать и не исполнять обещаний. Так поступают бесчестные муллы и церковные пустословы. Они призывают служить господу, жить в миру и смирении, но сами далеки от нравственной чистоты.

Я хочу сказать, что если бы власть была культурной, она бы не допустила бедности в богатой стране. Если бы власть была культурной, она не стала бы множить ложь, призывая строить что-то новое, покрывая при этом преступления “старого”. Культурная власть уничтожила бы коррупцию, а коль этого не происходит, значит она им еще нужна. Культурная власть начала бы очищение с себя, а не стала бы винить “диванных экспертов” за выкрики с мест. Все это имеет прямое отношение к культуре!

Что еще означает культура в широком понимании?

Культура – это умение услышать и понять. Это умение сострадать. Это способность вникнуть и помочь.

Культура – это не затыкание. И не замалчивание. Это – не уход от разговора и вечное забалтывание главных тем. Это – не навязывание бессмысленных споров вокруг набивших оскомину вопросов.

Это – не навешивание ярлыков, разделяющих людей по принципу “свои-чужие”, “друзья-противники”. Это не поиск врагов, это обретение друзей.

Это – умение выстроить разговор так, чтобы в итоге родилось взаимопонимание. Это, в конце концов, способность взглянуть правде в глаза и найти мужество признать свои ошибки. И самое главное – попытаться их исправить.

Всех этих качеств нет у нашей сегодняшней власти. К тому же я наблюдаю там чудовищный дефицит качественных кадров. Это уже невозможно скрыть. Это уже бросается в глаза. В итоге все вернулось на круги своя. Побурлило-побурлило и устаканилось. Можно идти спать.

А что же нужно сделать, чтобы добиться перемен?

Нужна перезагрузка. И в основе этой перезагрузки должна стоять культура. А поскольку ее нет у нашей власти, то откуда ей взяться в народе? Он – народ – прямое ее отражение.

Тот же Шукшин говорил: “В дурачке, который ходит по улице, больше времени — эпохи, чем в каком-нибудь министре”.

И снова он прав. И тут уже ничего не добавишь.

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.