На днях в Алматы прошел XI конгресс финансистов Казахстана. Дата неслучайна: 15 ноября 1993 года в Казахстане появилась национальная валюта тенге, отмечающая в этом году свое 30-летие. С тех пор дата стала еще и Днем финансиста, а со временем регулярным стал и форум представителей профессии.

В тот день в зале пленарных заседаний (форум проходил в отеле Ritz Carlton) наблюдался аншлаг. В кулуарах поговаривали, что «сито» для аккредитации участников было достаточно мелким: многих желающих послушать дискуссии с участием приглашенных на форум глав Центробанков ряда зарубежных государств самым беспощадным образом отсеяли.

Аналогично обстояло дело и с журналистами: аккредитация была закрыта вечером 9 ноября, а на самом Конгрессе акул пера отсадили в так называемый пресс-центр – палатку, сооруженную на прилегающей к отелю территории (получилось что-то типа устанавливаемых в теплое время года уличных кафе), находиться в котором, учитывая погоду, было довольно неуютно. Таким образом журналистов отсекли от спикеров, чтобы не докучали им неуместными вопросами о состоянии экономики Казахстана в целом и тенге – в частности.

Пленарные заседания были построены таким образом, что право слова имели только спикеры — вопросы из зала запланированы не были.

А «пресс-подходы», в ходе которых к журналистам выходили уполномоченные на общение с прессой работники Нацбанка РК, были посвящены лишь двум темам: внедрению цифрового тенге и презентации банкнот тенге нового образца, которые будут вводиться в оборот поэтапно, начиная уже с текущего года.

Взять под контроль инфляцию — задача номер один

Председатель Национального банка РК Тимур Сулейменов к прессе не выходил. Свое видение экономики Казахстана он обрисовал довольно кратко в ходе пленарного заседания, за которым журналисты могли наблюдать на мониторе, установленном в пресс-центре.  

По его словам, рост экономики, который наблюдается в Казахстане сегодня, «не есть однозначно хорошо» для общества: 

«Цель любого государства – это экономический рост, увеличение доходов. И Нацбанк отвечает за стабильность цен. Но в этом разговоре нам необходимо понимать, где мы находимся сейчас, какой экономический цикл проходим в данный момент. Экономика Казахстана развивается высокими темпами — 5-7% в год. Это самый большой процент в регионе.

Но у нас все-таки инфляция еще в двузначных цифрах – 10,8%. Это очень влияет и на людей, и на бизнес — инфляция бьет по всем.

Я думаю, что нам необходимо справиться с инфляцией, взять ее под контроль. Это задача номер один для нас. Мы постараемся с этим справиться, мы с коллегами работаем над этим. Пытаемся снизить инфляцию до однозначной цифры до конца года».

Ответа на вопрос, что это за работа и какие практические меры предпринимает Нацбанк, не последовало, потому что задать его было некому.

«Третья форма валюты»

Зато куда более красноречив был председатель Национальной платежной корпорации Нацбанка Бинур Жаленов, рассказывая о цифровом тенге:

«Цифровой тенге – третья форма валюты в дополнение к наличным и безналичным расчетам, им можно расплачиваться точно также, как мы делаем это купюрами или монетами. Но цифровой тенге можно программировать. По сути, это – «умные» деньги, которые можно использовать в смарт-контрактах, инновационных финансовых системах. Цифровой тенге обеспечен обязательствами государства (Нацбанка РК), что гарантирует сохранность средств граждан и бизнеса.

Спикер пояснил, на что ориентировались в Нацбанке при его разработке.

В идеале, по его словам, платежи цифровым тенге должны быть мгновенными: сразу после проведения транзакции покупателем деньги становятся доступными для продавца. Транзакция должна быть «невидимой» для потребителя, требуя от него минимального количества действий. Важные составляющие — доступность, надежность и сохранность личных средств граждан: цифровые платежи должны быть доступны в любой точке мира 24 часа в сутки 365 дней в году.

«Что даст цифровой тенге рядовым гражданам в повседневной жизни? Их можно будет тратить офлайн – например там, где недоступен интернет, цифровым тенге можно будет расплатиться, заблаговременно сохранив некую сумму на мобильном устройстве.

Также он очень важен в государственных расчетах. Например, совместно с акиматом Алматы, транспортным холдингом «Онай» и национальным оператором «Казпочта» мы запустили механизм «цифровых ваучеров». Суть в том, что они объединяют в себе сотни бизнес-процессов, включая отчетность взаиморасчетов и их прозрачность.

Коллаборация с платежными системами Visa и MasterCard и рядом банков Казахстана позволила нам построить технологию, которая интегрирует действующие платежные карты с платформой цифрового тенге. Это позволяет расплачиваться цифровым тенге в любой точке мира с помощью Apple Pay, Samsung Pay и других устройств», — добавил Жаленов.

Демонстративно заплатив за чашку кофе цифровым тенге, спикер объявил, что новая форма валюты запущена в розничный оборот. И выразил надежду, что в следующем году будет идти масштабное развитие платформы, а в 2025 году к цифровому тенге подключатся все участники рынка.

В мире животных

В течение этого же периода – 2023-2025 годы – произойдет замена действующих банкнот тенге на банкноты нового образца. Презентация новых банкнот также прошла в рамках Конгресса.

В свое время мы потешались над белорусскими рублями: их банкноты образца 1992 года украшали зайцы, белки, волки, медведи и прочая живность.

Новая серия казахстанского тенге получила название «Сакский звериный стиль». На купюрах – представители животного мира, природные достопримечательности Казахстана и украшения, найденные в сакских курганах.

Главный дизайнер управления банкнот и монет Национального банка РК Санжар Нуркасимов рассказал, что работа над концептом новых банкнот длилась больше года, было много вариантов.

«Животные почитались нашими предками и носили тотемный смысл, поэтому остановились на этом варианте. Так на банкноте 500 тенге изображен архар, на 1000 тенге – собака тазы, на 2000 тенге – сайгак, на 5000 тенге – степной орел, на 10000 тенге – снежный барс, на 20000 тенге – лошадь», — уточнил дизайнер.

Также он добавил, что вводиться новые банкноты будут поэтапно: до конца этого года будет введена банкнота 5000 тенге, в течение 2024 года — 1000, 2000 и 10000 тенге, в 2025-м —  500 и 20000 тенге.

В пресс-релизе Нацбанка говорится, что после выпуска банкнот нового дизайна банкноты предыдущего образца   постепенно изымаются из обращения:

«Национальный Банк устанавливает период параллельного обращения банкнот старого и нового образцов в 1 год, который может быть продлен при необходимости. В период параллельного обращения старые и новые банкноты являются законным платежным средством, их принимают по всем платежам и переводам. Они без ограничения размениваются и обмениваются во всех филиалах Национального Банка, АО «Казпочта» и БВУ.

 

После завершения периода параллельного обращения все банки и АО «Казпочта» будут обменивать банкноты старого образца на банкноты нового образца в течение 3 лет, филиалы Национального Банка – бессрочно».

…Пожалуй, эти две новости и стали центральными на XI Конгрессе финансистов. Жаль, что много говоря о форме тенге, представители финрегулятора фактически ничего не сказали о содержании: обменном курсе, стабильности, конвертации…

Особое мнение

Между тем, экономист Айдар Алибаев считает, что казахстанцы не будут спешить с переходом к использованию цифрового тенге. По его словам, внедрение подобной формы оплаты приведет к созданию «цифрового концлагеря».

«Наша финансовая, банковская система показала за годы независимости свою полную несостоятельность. Она не служит развитию экономики, не ведет к повышению благосостояния людей, а просто наживается на них. А сделать какую-нибудь гадость – они впереди планеты всей.

К «гадостям» я отношу и цифровой тенге.

Смотрите: существующие сегодня наличный и безналичный расчеты удовлетворяют потребности и граждан, и бизнеса, так что никакой практической необходимости в цифровом тенге я не вижу.

Далее, в цифровой валюте не будет кредитов, деньги потеряют одну из своих функций – накопительную. Более того, если ты не потратил выделенные цифровые деньги в течение месяца, они у тебя сгорят.

С другой стороны, внедрение цифрового тенге потребует использования биометрических данных, что в итоге приведет к банковскому, электронно-цифровому концлагерю. Цифровая валюта – это элемент контроля и подчинения народа, доведения его до состояния цифрового раба, она также – составляющая социального рейтинга, когда банк будет знать, где человек находится, что кушает и даже сколько кушает.

Доводя ситуацию до абсурда, банк запретит вам оплату, если посчитает, что вы пытаетесь купить больше того, что вам якобы положено. Контролировать можно будет все, что угодно», — сказал Алибаев.

По его мнению, надежды Нацбанка на то, что к 2025 году цифровой тенге получит широкое распространение, не оправдаются.

В качестве аргумента экономист напомнил о ситуации в Нигерии, где цифровая валюта – e-naira – была введена в 2021 году, но спустя два года пользоваться ей начали всего 0,5% населения — около 1 миллиона человек из более чем 200 миллионов. Более того, в стране начались погромы банков в связи с введением национальной цифровой валюты и ограничением хождения наличных денег.

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.