Вчера, 28 марта, судебная коллегия по уголовным делам Военного суда отменила оправдательный приговор, вынесенный судом первой инстанции в отношении военнослужащего Армана Жумана. Его обвиняют в стрельбе по машине, в которой 7 января 2022 года вместе со старшими братом и сестрой ехала четырехлетняя Айкоркем Мелдехан. Девочка погибла.

Жуману дали 7 лет лишения свободы по статье 451 п.2  Уголовного Кодекса РК (“превышение власти с применением оружия, повлекшее тяжкие последствия”).

Журналист Данияр Молдабеков специально для “Республики” напоминает о том, что происходило с этим резонансным делом.

Закрытый суд

13 июля прошлого года я пришел в военный суд Алматинского гарнизона, чтобы писать репортаж с предварительных слушаний по делу об убийстве четырехлетней Айкоркем во время Кантара. Уголовное дело в отношении военных, расстрелявших машину, то возбуждали, то приостанавливали. Летом 2023-го дело наконец-то дошло до суда. На скамье подсудимых оказался старший лейтенант Арман Жуман.

За месяц до этого в Алматы появился мурал с изображением девочки и надписью “Қай аға маған оқ атқан?» (Какой дядя в меня стрелял?)” В тот же день его закрасили сотрудники коммунальных служб.

Фото Vlast.kz

Суд обещал быть интересным, а возможно, и скандальным. А еще – весьма информативным. Во время Кантара погибли сотни людей, и процесс с участием военного, обвиненного в стрельбе по машине с гражданскими, мог пролить свет на многие вопросы.

Например, мы могли бы лучше узнать о настроениях силовиков и их начальства, о том, как принимались те или иные решения и приказы (помимо знаменитого “стрелять на поражение без предупреждения” – тут никаких загадок нет, об этом своем приказе президент Токаев сам говорил в эфире госканалов).

Но в тот же день, 13 июля, собравшимся в суде журналистам заявили, что суд будет проходить а закрытом режиме.

«В соответствие со статьей 29 Уголовно-процессуального кодекса данный уголовный процесс проходит в закрытом режиме, так как данное дело затрагивает некоторые госсекреты и государственные тайны. К сожалению, СМИ пропустить не можем», — сообщил работник канцелярии суда Рустем Мухтаров.

Айдоса Мелдехана, отца девочки, на суд тоже не пустили.

«Мотивируют тем, что допуска к секретным материалам нет у меня. Как они без меня хотят судебный процесс проводить, я даже не знаю! У меня слов просто нет. Это Казахстан. В Казахстане закон работает только в одни ворота, в пользу государства. В защиту простого народа закон не работает», — говорил Мелдехан, отвечая на мой вопрос о причинах его недопуска.

Айкоркем с отцом

15 марта этого года на тот момент обвиняемый Арман Жуман, как сообщил «Азаттык», высказал свою версию о причине недопуска Айдоса Мелдехана к судебному процессу:

“Я вчера видел комментарии Айдоса Мелдехана. Вам он говорил, что его вывели из зала суда из-за рассмотрения секретных материалов, к которым у него нет допуска. Но его не раз просили оформить допуск, который даёт КНБ. А почему он не берёт допуск? Потому что за ним есть убийство человека — в 2007 году он забрал девушку [попутчицу] с аэропорта, изнасиловал и убил и за это отсидел 13 лет (по данным СМИ, — 12 лет. — Ред.). Сейчас народ обвиняет меня в убийстве. Но я не видел машину Айдоса Мелдехана и его дочь не убивал. К блокпосту, где я стоял, его машина не приезжала”.

Мелдехан ответил:

«Мне не понравились условия допуска. Условие — принимать решение суда. А обращаться в вышестоящие инстанции или обращаться к евродепутатам, соцсети. Откуда он знает [про информацию о судимости], что со мной было в 2009-м или в других годах? Допуск к «секретке» не взял из-за того, что не согласился с их условиями».

Драка с оператором госканала и обвинения в адрес отца

Несмотря на то, что процесс закрыли, отец убитой девочки и его соратники во время слушаний ходили к зданию суда.

В августе прошлого года произошел конфликт между акиматовским телеканалом «Алматы» и активистом Байбахом Беляловым.

«Произошел вопиющий инцидент. На наших коллег напали при освещении судебного процесса по делу о гибели во время январских событий четырехлетней Айкоркем Мелдехан. Так, во время съемок около военного суда Алматинского гарнизона по улице Тимирязева гражданский активист Белялов Байбах без объяснения причин набросился на съемочную группу, нанес телесные повреждения журналисту и телеоператору, а также поломал штатив», — утверждалось в заявлении телеканала.

После этого на Белялова завели уголовное дело, но стороны примирились.

В октябре 2023 года адвокаты обвиняемого в убийстве Айкоркем бывшего военного Армана Жумана ходатайствовали об открытии в отношении Айдоса Мелдехана уголовного дела по статье УК “Оставление в опасности”.

«Если отца обвиняют в оставлении в опасности (убитой Айкоркем – ред.), то что тогда опасность? Опасность – это воинское подразделение, которое ведет огонь в конкретном месте. Тогда военнослужащие в любом случае подлежат ответственности», — прокомментировал по просьбе «Республики» обвинения в адрес своего клиента адвокат Жан Кунсеркин.

В ноябре прошлого года Мелдехан записал видео, заявив, что 21 октября на него напал сосед, но участковый не принял заявление. Специализированный межрайонный суд по административным делам оштрафовал Мелдехана на 69 тысяч тенге по обвинению в распространении заведомо ложной информации – якобы он не писал заявление в полицию.

А в марте Мелдехан заявил, что есть видео, которое якобы доказывает его участие в митингах во время Кантара и которое хотят использовать против него.

Адвокат Жан Кунсеркин

В интервью «Республике» его адвокат Жан Кунсеркин сказал, что на этом видео некий мужчина склонился над раненным или убитым.

«Не очень понятно по видео, оно длится 2-3 секунды. Они в целом исходили из того, что Айдос Мелдехан был седым. На видео седина похожа на Айдоса, но седина у Айдоса появилась после Кантара, после того, как дочка погибла. До этого он не был седым», — утверждает Кунсеркин.

Суд, по словам адвоката, неоднократно пытался выяснить, где было снято это видео, кто его снимал и при каких обстоятельствах.

«Мы так и не услышали ответа», — говорит Кунсеркин.

По словам адвоката, прокурор отметил, что «участие Айдоса в каких-либо событиях никак не отражается на обвинении, которое вменяется Жуману».

«Причино-следственной связи никакой», — уверен Кунсеркин.

Приговоры

Арман Жуман не признал вину.

«Журналисты пишут, что я видел их машину, что именно я застрелил маленькую девочку — дочь Айдоса Мелдехана. Но всё вообще не так было. Эта машина даже не приехала туда. Я даже не видел эту машину. Как бы я мог отдать приказ (стрелять по машине, где была Айкоркем), если я не видел её», — сказал Жуман журналисту Orda.kz.

Суд первой инстанции вынес оправдательный приговор. Кунсеркин говорил, что не знает, «каким образом суд пришел к такому парадоксальному решению».

Вчера судебная коллегия по уголовным делам Военного суда оправдательный приговор отменила. Армана Жумана лишили звания старшего лейтенанта и приговорили к 7 годам лишения свободы. Его взяли под стражу в зале суда.

«Почему суд первой инстанции вынес оправдательный приговор? Тут внутреннее убеждение, отношение судьи к подсудимому и потерпевшему надо оценивать. Не могу сказать, почему он пришел к такому парадоксальному, а главное незаконному выводу. Я не могу озвучивать детали, но в целом приговор суда первой инстанции был основан на противоречивых и незаконных выводах суда. Какое-либо конкретное доказательство виновности Жумана он   интерпретировал как доказательство невиновности», — утверждает Кунсеркин.

Адвокат Жумана Оксана Мусохранова не согласна с приговором и намерена подать кассационную жалобу, сообщает «Азаттык».

«Суд удалился в совещательную комнату примерно 12:40 и в 14:30 вышел с готовым постановлением об изменении приговора Жуман Арману. [Далее] реакция невиновного человека, которого осудили на семь лет. Люди должны понимать и представлять, что [это] такое. Мы уверены в его невиновности. Естественно, мы будем подавать [кассационную жалобу] в Верховный суд. Ни одного доказательства, что Жуман Арман превышал полномочия, нет», — прокомментировала приговор Мусохранова.

В интервью «Республике» адвокат Айдоса Мелдехана сказал, что в отношении министра обороны Руслана Жаксылыкова вынесено частное определение «по факту нарушений требований воинской службы и соблюдению законности».

«Деталей я не могу раскрывать, но это касается непосредственно командования старшего лейтенанта Жумана», — сказал Кунсеркин.

НАПОМНИМ, ЧТО  четырехлетняя Айкоркем Мелдехан погибла 7 января 2022 года в Алматы, когда в городе действовал режим ЧП. Машину, в которой она была вместе со старшими братьями и сестрой, обстреляли, и пуля попала Айкоркем в голову. Девочка умерла на месте. Ее сестра была тяжело ранена. Отец детей Айдос Мелдехан насчитал в машине 20 отверстий от пуль. Он рассказал, что баллистическая экспертиза подтвердила, что оружие, из которого сделаны выстрелы, используют военные.

 

Эту страшную историю отец детей рассказывал в интервью «Республике».

 

Как преследовали семью Айкоркем и как проходили суды:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.