Впервые я увидел Айгерим Тлеужан в 2019 или 2020 году —  в день запланированного «Демпартией» Мамая митинга в коридоре хостела, где собрались активисты, приехавшие из разных городов страны. Айгерим резко контрастировала со многими политактивистами, которых я встречал прежде – спокойная и рассудительная, в очках и с приветливой улыбкой.

За несколько месяцев до этого, в день президентских выборов-2019, одна пьяная оппозиционная активистка на ровном месте бросилась на меня с ногтями, закричав почему-то, что я «голосовал за Токаева» (хотя я не голосовал), так что приветливая и трезвая во всех смыслах Айгерим мне сразу понравилась.

Помню, она умиротворяющим тоном рассказывала мне о незамысловатой тактике митинга; она заключалась в том, чтобы, выйдя из хостела толпой в человек 40, пройтись в сцепке до площади Астана перед КБТУ и там митинговать. План не сработал – СОБР задержал активистов Демпартии сразу на выходе из хостела и побросал их в заранее подогнанные автозаки.

Среди задержанных была и Айгерим.

Потом мы время от времени пересекались на других митингах. Мне в то время было интересно о них писать, а ей, судя по всему, нравилось в них участвовать.

Последняя протестная акция, на которой я ее видел, состоялась 24 апреля 2022 года перед академией наук в Алматы. Айгерим за участие в ней дали 15 суток адмареста. На том митинге меня задержали вместе с Айгерим, хотя я пришёл туда как репортёр, а не участник. В микроавтобусе, куда нас запихали, Айгерим села у окна, сложила плакат на колени и сказала: «Зачем я этим вообще занимаюсь, уже как сумасшедшая».

В этот момент бойцы СОБРа тащили в автозак средних лет женщину, она причитала и держала в руках плакат с изображением погибшего или арестованного (уже не помню точно) сына. Я сказал Айгерим: «Нет, ты не сумасшедшая – сумасшедший это кое-кто другой…»

Темой того небольшого митинга, на который пришло человек 20, включая родственников арестованных во время Кантара, было освобождение политзаключенных. В следующем году Айгерим тоже станет политзаключенной…

«Республика» подробно писала о деле о «захвате аэропорта» Алматы, в организации беспорядков в котором обвинили Айгерим, профессиональную переводчицу, мало похожую на союзника неких прилетевших под видом гастарбайтеров боевиков, о которых говорил президент Токаев.

Читатель сам может составить мнение о случившемся, прочитав репортажи из зала суда, но все же позволю себе заметить, что прямых доказательств того, что именно Айгерим организовала беспорядки сторона обвинения так и не привела – есть видеозапись, где Айгерим хлопает в ладоши, находясь в толпе около здания аэропорта, но это никоим образом не доказывает того, что она организатор.

«Чтобы у нас мужики пошли за женщиной, приняли ее как предводителя – я такое с трудом представляю. Помню, как-то мы шли на митинг, и мне пришла идея. Так вот, чтобы донести ее до всех, мне пришлось обратиться  к знакомому мужчине, чтобы он донёс ее до других мужчин, потому что женщину не стали бы слушать», — примерно так говорила мне Айгерим во время одного из интервью.

В день приговора я обедал с ней и ее адвокатами. Она волновалась, но не так сильно, как волновался бы кто-нибудь другой. Мы ели лагман в кафе неподалёку от здания суда, пили лимонад и чай, стояла ясная, солнечная погода, и как-то не верилось, что в такой погожий день эту доброжелательную и образованную женщину отправят на зону. За обедом мы шутили и смеялись.

Айгерим говорила, что у неё скопились заказы на переводы, но из-за судебного процесса и прочих дел она не успевает их выполнить, а теперь, если ее посадят, у неё будет больше времени довести рабочие дела до конца. Еще она сказала, что хотела бы прочитать кое-какие книги, до которых у неё все никак не доходили руки. Мы смеялись, потому что была надежда, что ей все же не дадут реальный срок. Но ей дали 4 года.

Приговор огласили часа через полтора после весёлого застолья. Мы больше не смеялись.

Айгерим Тлеужан родилась в 1985 году в Семее, свободно владеет казахским, русским и английским языками, на жизнь зарабатывала переводами: сериалы, книги. Как-то она сказала мне, что окончила курсы актёрского мастерства – если не ошибаюсь, за рубежом.

Признаюсь, эта информация в совокупности с ее переводческой работой иногда наводила меня на, скажем так, конспирологические мысли: «А вдруг она двойной агент?», «А что если она все же виновна»? Но судебный процесс по ее делу, буквально каждое заседание суда говорили об обратном.

В конце концов Айгерим дали четыре года лишения свободы…

Айгерим Тлеужан сидит в женской колонии в посёлке Жаугашты Алматинской области. Шесть лет назад я писал об этом учреждении для женщин. Бывшие заключенные жаловались на холод и медицину. Я хорошо помню их рассказы – одна из бывших зэчек, например, рассказала, как ее с грудным ребёнком вывезли на обследование в Алматы и карета скорой помощи попала в аварию (в КУИС это подтвердили).

Что будет с Айгерим?

В конце концов, политзэки в автократиях (да и не только автократиях…) часто сталкиваются с давлением: Арон Атабек сидел в карцере и умер вскоре после освобождения, Алексей Навальный и вовсе до освобождения не дожил…

И вот мы время от времени читаем, что у Айгерим проблемы: на неё заводят новое дело по заявлению заключенной, осужденной за мошенничество, у неё болят глаза и зубы, а теперь, как стало известно несколько дней назад, у неё давление и немеет правая часть лица. При этом, по словам адвоката, скорую ей первое время не вызывали, реакция со стороны администрации учреждения появилась только после того, как о ситуации сообщили СМИ.

Точный диагноз мне пока неизвестен, но все эти новости в любом случае возмущают – мало того, что человек сидит за то, чего не совершал, так ее еще и не лечат должным образом. Однако помимо возмущения в отношении властей я испытываю уважение и благодарность – к Айгерим. Думаю, она и сама не хотела бы, чтобы ее воспринимали как хрупкую жертву.

В 2021 году, во время митинга, она получила оплеуху от олимпийского чемпиона Ермахана Ибраимова, а во время своего последнего слова на суде не стала заискивать перед президентом, заявив: «Токаев часто заявляет о том, как важно действовать в лучших интересах государства. Но следуя по пути Назарбаева, сохраняя авторитарную систему и преследуя активных граждан он не действует в государственных интересах, а проявляет слабость. Заявляя о том, что не будет чистки госаппарата, а людей с улицы не пропустят в политику, Токаев действует в интересах старой системы. Он не способен к конкуренции и боиться проиграть настоящим молодым патриотами».

Айгерим Тлеужан надо не только жалеть, но и освободить – и освободить именно как человека сильного и гордого, как человека, который остаётся верен своим взглядам даже перед лицом назначенного президентом судьи.

Такие люди должны помогать развивать страну, а не мучиться от давления и конъюнктивита в колонии общего режима.

ЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ об истории Айгерим Тлеужан  в статьях:

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594   или карты 4400 4302 1819 1887

И есть еще несколько способов – смотрите на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.