Как вы знаете, я здесь нечасто пишу о своей работе. Но иногда случаются ситуации, о которых рассказывать нужно, в первую очередь потому, что касаются они не только конкретного бизнеса, но и интересов всего общества или государства. И так получилось, что ко мне сейчас как к юристу по поводу такой ситуации обратились.

Но сначала вступление. Оно тоже важное.

Есть несколько простых вещей, которые все умные люди в Казахстане понимают более-менее одинаково.

Первое – экономика в кризисе, Нацфонда надолго не хватит, как раньше работать не получится, нужны новые решения.

Второе – ресурсная экономика нестабильна, цены на нефть качает, транзит зависит от непредсказуемых соседей, и вся эта история, в любом случае, скоро закончится. Нужны альтернативы, откуда деньги брать и как развиваться, иначе через десять лет останемся у разбитого корыта.

Третье. Эти альтернативы все тоже знают. Это глубокая переработка ресурсов. Туризм. И последние, самые актуальные – инновации, креативная экономика, IT. Эти три отрасли в мире миллиарды долларов генерируют, и у нас могут. А для этого главное, чтобы люди в эти отрасли поверили и начали их развивать, а государство поддерживало такие инициативы.

И эти простые вещи, повторюсь, знают все. В смысле, ВООБЩЕ все.

Все об этом говорят. Президент в ноябре, полгода не прошло, говорил, что нам нужно стать ведущим IT-хабом в Центральной Азии. В сентябре в послании говорил, что Казахстан должен стать IT-страной мирового уровня и услуги на 1 миллиард долларов в год экспортировать. Об этом говорит каждый чиновник. Огромные IT-форумы каждый год по несколько раз проводятся.

Всеобщее согласие по этому вопросу. Проблемы начинаются тогда, когда дело доходит до практики.

Практически все рынки IT-продуктов в Казахстане заняты иностранными компаниями. Бухгалтерский учет – 1С и SAP. Почта – Google, рынок такси и доставка – Яндекс. Про социальные сети я вообще молчу.

Может показаться, что это происходит потому, что в Казахстане нет своих сильных продуктов и игроков. Но это не так. Они есть, в своих нишах с зарубежными компаниями они успешно борются и могли бы экспортировать услуги за рубеж и представлять Казахстан на зарубежных рынках. Они отлично работают уже сегодня и делают уникальный продукт.

Они выросли с нуля, никогда не просили никакой господдержки, а просили только о том, чтобы им работать не мешали. Но вместо того, чтобы такие компании поддержать, у нас их бессмысленно душат и не дают работать.

И здесь можно закончить со вступлением, потому что речь, на самом деле, идет о вполне конкретной проблеме.

Есть казахстанский сервис Documentolog. Он когда-то возник как сервис подписания договоров и других документов онлайн, а потом, как любой нормальный IT-сервис, стал предоставлять клиентам много других услуг, включая официальную переписку с госорганами, полный электронный документооборот, и даже ИИ-инструменты для контроля бизнес-процессов. Он семнадцать лет на рынке работает, и через него пять миллионов документов в месяц проходит. Он массу полезных и бесплатных вещей сделал для государства, включая поддержку в период ковида. Я им сам с удовольствием пользуюсь, очень экономит время.

И важно отметить, что рынок электронного документооборота – единственный, который пока не отдали зарубежным компаниям.

А происходит так потому, что Documentolog массу усилий и собственных денег вкладывает в исследования и разработку.

И сейчас этот сервис уже добрых три месяца тратит массу времени и сил, чтобы убедить Агентство по защите конкуренции (у нас так называется орган по борьбе с монополистами), что они не являются монополистом на рынке, поскольку Агентство начало соответствующую проверку… по жалобе их конкурентов.

А жалоба, в свою очередь, была подана в связи с тем, что сервис Documentolog якобы как-то препятствует другим компаниям-конкурентам выходить на тот рынок, на котором работает сам. Хотя для рынка электронного документооборота это очевидная ересь, на нем каждый может разработать программное обеспечение и оказывать те же услуги – просто не каждый готов тратить на это семнадцать лет и прилагать то же количество усилий, что и Documentolog в свое время. Те же инвестиции делать, так же бороться за место на рынке.

По факту, Агентство, которое должно защищать бизнес от недобросовестной конкуренции, само является инструментом такой конкуренции. Потому что сейчас Documentolog вместо того, чтобы дальше тратить время и средства на развитие, тратит их на то, чтобы доказать, что они не виноваты в том, в чем их обвиняют. И даже когда докажет, Агентство за вред, нанесенный бизнесу, никакой ответственности не понесет. У нас в целом государственные органы не привыкли быть ответственными за вред, нанесенный бизнесу.

И вот что еще интересно. Когда представители Documentolog начали об этом говорить публично, их поддержала вся отечественная IT-индустрия. То есть вообще все — небывало редкий случай для Казахстана. Все понимают, что такое Documentolog и что они делают для отрасли. Все видели, как они росли и через какие трудности проходили. Все, кроме государства, получается.

Что мы имеем в конечном итоге? Есть сервис, сделанный в Казахстане с нуля. Этот сервис вполне может делать то, о чем много раз говорил президент страны – экспортировать IT-услуги за рубеж, зарабатывать на этом, платить в Казахстане налоги. Таких сервисов должно быть больше, их поощрять надо и носить на руках. Вместо этого казахстанские государственные органы, которые и должны это делать, становятся, по сути, инструментами в конкурентной борьбе между субъектами бизнеса и мешают работать даже не за рубежом, а, собственно, в Казахстане. И пока казахстанские компании вот так борются между собой, рынок вполне может захватить кто-то третий, уже иностранный.

Documentolog – лидер рынка, а сейчас ему мешают развиваться именно потому, что он лидер рынка. Наказывают за то, что он лидер рынка. За это бьют по рукам и фактически вынуждают перестать становиться лидером по причинам, которые ну никак не выглядят разумными. Максимально странная ситуация.

И эта разница между декларациями и практикой для нашей страны абсолютно характерна. И пока она есть, никакие декларации о развитии, даже самые классные, ни к чему полезному не приведут.

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.