Как-то недавно между известным казахстанским ученым, профессором ЕНУ им. Л.Гумилева Аскаром Арынгазиным и профессором Чонг Ли из Университета Питтсбурга (США) состоялся весьма занимательный разговор о причинах и условиях столь успешного инновационного развития Южной Кореи. Включая также некоторые сравнения с казахстанскими реалиями
Вот, в частности, одно из высказываний американского профессора:
«Государство могло бы сейчас ускоренно построить, например, современный хайвэй между Астаной и Алматы. Это дало бы ускоренное развитие всем регионам, по которым эта дорога проходит. Это простые законы экономического развития. И наверное еще более важно построение государством информационных хайвэйев. Довести быстрый Интернет до каждой семьи, где бы она ни находилась, даже выдать каждой семье ноутбук. Останется потом только ждать 10-15 лет, когда придет новое поколение. Так действовала Южная Корея! Она сейчас является мировым лидером по количеству DSL соединений на душу населения и дает своим жителям самый быстрый доступ к Интернету в мире. В ее планах, тем не менее, увеличить эту скорость в ближайшее время еще 4-х-кратно».
Одним словом, южнокорейские чиновники занимались не добычей жидкого гелия или производством планшетников, а просто создавали максимально комфортные условия для развития гражданского бизнес-активного населения и всячески поощряло ее деловую инициативу посредством качественных коммуникаций.
Из этих и других высказываний южнокорейского ученого можно сделать простой вывод: государство не должно заниматься становлением или продвижением бизнеса, а должно заниматься только и только созданием условий для развития бизнеса (кроме остальных стратегических функций, разумеется).
Вместо этого наше государство (под государством я имею в виду чиновников, хотя это далеко не одно и тоже) то и дело занимается созданием многочисленных коммерческих контор и конторок и пытается непосредственно заниматься реализацией многочисленных проектов и прожектов. В то время, когда остальной (гражданский) бизнес еле-еле дышит на ладан. Только потому, что «государственные бизнесмены» (в лице коммерческих структур с государственным участием) фактически подавляют всякую конкуренцию и уничтожают всякую волю частных бизнесменов к деловой инициативе.
Одним словом, государству будет намного больше пользы, если чиновник будет заниматься, скажем, не выращиванием хлопка или конструированием тракторов, а просто построит нормальные хайвеи и автобаны или проведет интернет и сети туда, где на первый взгляд, это может показаться невыгодным…
Одним словом, государство в сфере бизнеса не должно брать инициативу на себя, а предоставить ее для других, создавая необходимые и достаточные условия для развития предпринимательства и предприимчивости…
Так или иначе, этот разговор между двумя учеными мужами я вспомнил неделю назад, когда выехав из Алматы в Астану, в очередной раз «трясся» по старой дороге советских времен. Той самой старой латанной-перелатанной советской дороге, которую казахстанские дорожные чиновники самым наглым и бессовестным образом именуют чуть ли не автобаном между Астаной и Алматы.
Помните, уважаемый читатель, как лет десять назад авточиновники раструбили чуть ли не весь мир о том, что между новой и старой столицами Казахстана построена совершенно новая асфальтовая дорога – мол, чуть ли не «автобан». Каково же было удивление сотен и тысяч автолюбителей и дальнобойщиков, когда после этой «благой вести», выехав из Алматы, они выкатывали на древнюю залатанную дорогу советского периода и им оставалось только заглядывать далеко вперед, чтобы снова не наскочить на очередной бугор или не вляпаться в очередную яму. Я тоже был среди этих «счастливчиков», которым довелось первыми испытывать новый казахстанский «автобан», состоящий из кусков старой советской дороги и нового некачественного асфальта, во многих местах уже продавленного транспортом.
Между тем в том далеком «очковтирательском» 2003-м году по этой «трассе» проехался автокараван во главе с тогдашним министром транспорта и коммуникаций РК. И самое поразительное: эта дорога была оценена на «отлично», несмотря на то, что почти от самой Алматы (поворот на Узун-Агач вблизи Акши) до мостовой развилки Ташкент-Астана-Алматы (пересечение трас А358 и М36 перед Бурабайталом) дорога была построена еще в допотопное советское время, порядком разрушилась и «прохудилась». И ее никак нельзя было отнести к дороге с оценкой «отлично». А это ведь почти четверть всего пути от Астаны до Алматы!
Можно сказать, что между Астаной и Алматой как не было, так и нет адекватной и нормальной дороги – есть только … направление. Конечно, по сравнению с тем, что творилось с дорожным покрытием до 2003 года, это было уже нечто. Но речь сейчас идет не об улучшении, а о прямом «очковтирательстве» казахстанских дорожных чиновников.
С тех далеких времен начала 2000-х состояние дорожного полотна между двумя столицам еще более ухудшилось. Помнится, летом прошлого года вблизи Каншенгеля насчитал пять ям с глубиной до полуметра (!), которые надо было старательно объезжать (и которые в этом году спешно заделали и, судя по качеству «заделки», — временно).
Это уже не говоря о многочисленных мелких ямах и ухабах, которые необходимо преодолевать со скоростью не выше 40-60 километров в час. И уже не говоря о новом асфальте, который во многих местах уже пришел в негодность и кое-где полностью провалился (экономили асфальт – вместо пяти «закатывали» один-два сантиметра), «выветрился» и дорога держится на остатках щебенки. Как, например, между Гульшат и Балхашом.
Единственный отрезок более или менее приличной и безопасной (!) дороги протяженностью 1220 км между Астаной и Алматой – это 12 километров (!) разделенной трассы между Темиртау и Карагандой. Причем в этом году также заново отремонтированной. И плюс небольшой отрезок от Темиртау в направлении Астаны.
Остальная часть дороги в 1200 километров пути – это или старая советская дорога или смертельно опасная для жизни однорядка. Когда на бешеной скорости чуть ли впритирку друг к другу пролетают авто на встречных курсах или выезжают на «встречку» для обгона, едва успевая свернуть на свою полосу под бешеные клаксоны встречных машин. Чуть влево или чуть вправо (устал, зазевался, уснул, неисправность) – наступает мгновенная смерть.
Эту многострадальную трассу Астана-Алматы впору назвать «дорогой смерти». Слово «хайвей» как-то язык не поворачивается сказать. Через каждые несколько десятков километров по обочинам дороги видны памятники казахстанцам, отдавшим свои жизни на этой трассе. Не говоря уже о сотнях и тысячах безымянных водителях и пассажирах, не оставивших после себя подобных мрачных придорожных надгробий.
Новости о дорожных происшествиях в Казахстане напоминают военные сводки с театра военных действий. Вот заголовки новостей только за последний месяц: «Восемь человек погибли в ДТП в Алматинской области», «Пять человек погибли в ДТП с участием «КамАЗа» в Южном Казахстане», «Четыре человека погибли, пятеро ранены в результате ДТП в Казахстане», «В ДТП на трассе Алматы – Екатеринбург погибли школьница и пенсионерка». И это далеко не все подобные новости! И это не только результат отсутствия культуры вождения, это, в немалой степени, результат качества дорожного покрытия.
Когда нет нормальных дорог, когда встречные движения не развязаны между собой, когда отсутствуют дорожные знаки, когда вновь и вновь ремонтируются или перестраиваются одни и те же участки дорог, в то время как другие участки десятилетиями не ремонтируются и не строятся. Наконец, когда преступные чиновники и подрядчики строят на выделенные деньги грошовую асфальтную «лапшу», а на сворованные миллионы купаются в роскоши. В то время когда от безнаказанности таких чиновников и подрядчиков на дорогах Казахстана каждый день гибнут и калечатся десятки людей. Не говоря уже о сотнях разбитых и покалеченных автомашин.
Этот разговор не только о совершенно безобразном и преступном состоянии дорожной инфраструктуры в Казахстане — это разговор об истинных приоритетах и задачах государства. Зачем тратить миллиарды долларов на туристический комплекс, если к нему элементарно невозможно подъехать?
Возьмите озеро Алаколь. Благословенные места, подаренные Богом и природой! Живительная и исцеляющая влага озера! Недаром еще советские космонавты ездили на Алаколь, чтобы поправить и поддержать свое здоровье. При оптимальном укладе и инфраструктуре, не надо будет никаких Иссык-Кулей и Мраморных морей! Казалось бы – что еще нужно для туристического комплекса?
Вместо этого вновь и вновь тратятся миллиарды долларов на сомнительные туристические мегапроекты. В то время как сам туризм не может развиваться на ямах, трещинах и ухабах старых советских дорог. Нормальный человек, будучи в здравом уме, сто раз подумает, прежде чем поехать из Астаны или Алматы на машине к девственным берегам древнего Алаколя. По одной простой причине: все свое здоровье можно оставить на дороге, пытаясь отремонтировать разбитую подвеску или ожидая, когда приедет эвакуатор.
Поэтому пустуют берега Алаколя и вздуты цены на туристическое обслуживания из-за малого количества клиентов, поэтому и агонизирует туристическая отрасль Казахстана. Потому что миллиарды долларов улетели в трубу очередной Азиады или ЭКСПО, а на новые трассы попросту не остается финансов.
Какой туризм может быть в районах, где никто тебе не улыбается, где люди ходят, словно идут на расстрел, где царит нищета при бешеных ценах на еду и бензин, где все больше напоминает лагерную зону, нежели симпатичные поселки, где просто небезопасно, потому, что полицейские не могут подняться со своих стульев из-за огромных бешбармачных животов или пивных брюх. Где нет нормальных дорог, чистой воды, канализации, Интернета и даже хотя бы нормальной и удобной скамейки или шезлонга…
Вместо того, чтобы направлять деньги на устранение всех этих «прелестей», миллиарды впустую идут на очередные помпезные, сверхзатратные и пустующие коробки из бетонов, стали и стекла…
Казахстанский чиновник готов с радостью потратить миллиард долларов на очередной сиюминутный прожект, но не готов затратить ни копейки на вещи действительно полезные и нужные государству. Что нужно и что не нужно государству – этот вопрос решается очень просто: что полезно лично чиновнику, то полезно и государству. Но не наоборот!
Чиновник не ездит на машине между Астаной и Алматы – он летает бизнес-классом. Поэтому нормальная дорога между Астаной и Алматы государству (то есть чиновнику) не нужна. И ее, естественно, нет.
Чиновнику не нужна нормальная дорога до Алаколя. Чиновник летает отдыхать на Сейшелы или Тенериф. Поэтому государству (то бишь чиновнику) не нужна хорошая дорога до Алаколя.
В общем, простая и ясная политика и логика казахстанского чиновника, который понятия не имеет о том, что такое «государственное мышление», но имеет полное представление об «откатах» и «тендерном взаимопонимании».
Горячим головам из числа инновационных чиновников пора, наконец, трезво оценить запас прочности государства. Объективная и трезвая оценка «инновационного запаса прочности Казахстана» приводит к одному простому и ясному выводу: наше государство не может создавать новые технологии, но оно может более или менее успешно осваивать неновые, но уже проверенные технологии мирового сообщества.
В этом смысле надо просто пойти по стопам той же Южной Кореи. Хватит нам, казахам и казахстанцам, надувать щеки. И пытаться объять необъятное — лезть в нанотехнологии, в микроэлектронику, в высокое машиностроение, в космические дебри и в глубины мирового океана. Пора прекращать весь этот инновационный бред, тупейшие высокотехнологические фантазии и разбазаривание миллиардных средств на очередные нереальные «прорывные» проекты.
Для успешного развития страны, государство должно приложить все свои усилия только в двух генеральных направлениях развития: социальные инновации и коммуникационная инфраструктура.
Опустим пока значение понятия «социальная инновация» и сейчас вкратце остановимся на содержании и смысле «коммуникационная инфраструктура». Тут мудрить особо не чего. Следуя словам профессора Чонга Ли, определим коммуникационную инфраструктуру как сумму двух частей: дороги и Интернет. Можно с полной уверенностью утверждать, что эти и только эти вещи необходимы и достаточны для ускоренного и успешного развития всего казахстанского государства.
Конечно, нас постоянно уверяют, что в стране дороги очень даже хороши, а количество пользователей Интернетом чуть ли не зашкаливает. Но кто этому верит? Каждый здравомыслящий казахстанец прекрасно знает, что дороги и интернет заканчиваются в радиусе 30-50 километров от двух столиц и крупных областных центров. Дальше царит бездорожье и полное отсутствие того, что мы называем «цифровой культурой». В то время как все эти несуществующие инновации грохочут семимильными шагами в фантазиях астанинских чиновников, рождая у них блеск в глазах от очередного предстоящего «распила» бюджета и создавая у них спорадические иллюзии, аллюзии и виртуальные образы «инновационного Казахстана» в стиле футуристического фэнтези.
Когда в Казахстане везде будут коммуникационные хайвеи — нормальные и качественные автодороги и Интернет — все остальное появится и без чиновничьего участия. И все жители Казахстана, в конце концов, станут более грамотными, успешными, благополучными и чуточку более счастливым. В красивом месте с отличным автобаном, скоростным Интернетом и хорошими законами люди без всяких чиновников построят прекрасные туристические комплексы, системы общепита, благоустроенные оздоровительные комплексы и инновационные предприятия. И не будет необходимости заниматься инновационными фантазиями и пустопорожними прорывными прожектами.
Одним словом, как говаривал некогда Уильям Оккам: «Не следует умножать число сущностей без необходимости»….
(Это было написано десять лет назад, в 2012 году, но не опубликовано).