Телевидение всегда считалось мощным инструментом влияния на умы масс. Несмотря на век Интернета, оно остается в Казахстане популярным и доступным. Поэтому важно знать, кто владеет телеканалами.

В новом обзоре telegram-канала Shishkin_like  есть как раз эта информация.

Специально оговоримся: собрана она, как пишут сами авторы, исключительно по открытым данным, то есть речь идет о владельцах де-юре. Что касается собственников де-факто и контроля над ними, то это уже совсем другая история.  

АО  «РТРК Казахстан» (100% у МИОР РК)

Налоги всего АО (туда также входит несколько радиостанций): 22 млрд тенге с 2010 года.

Госзакупки: в роли поставщика около 3 тысячи контрактов с 2016. Основной заказчик по сумме – Управление общественного развития Кызылординской области (1,6 млрд тенге).

(Напомним, основной источник финансирования АО – это госинформзаказ, по нему в 2022 году телерадиокорпорация «Казахстан» получила 26,3 млрд тенге. Примерно такая же сумма выделяется из госбюджета ежегодно)

«Хабар», «Хабар24», Еl Arna

Учредитель — МИОР РК, однако 100% акций АО «Агентство «Хабар» — у Комитета государственного имущества и приватизации МФ РК.

В период 2006–2009 соучредителем АО через ТОО «Казахстанский Центр-ТВ» была Дарига Назарбаева.

Налоги АО (куда помимо каналов входит ещё несколько радиостанций): 20,2 млрд тенге с 2010 года.

Госзакупки: в роли поставщика около 144 контрактов с 2016 года. Основной заказчик по сумме: Министерство образования и науки (933 млн тенге).

(Напомним, основной источник финансирования АО – это госинформзаказ, по нему в 2022 году Агентство «Хабар» получило 16,4 млрд тенге. Примерно такая же сумма выделяется из госбюджета ежегодно)

КТК (АО «Коммерческий Телевизионный Канал»)

По информации Kompra.kz, 91,35% акций принадлежит ЧФ «Фонд первого президента РК — Елбасы», однако в прошлом году фонд прекратил свою деятельность и был реорганизован.

Депозитарий финотчётности Минфина РК в электронном отчёте об аффилированных лицах на 03.10.2022, обозначает ЧФ «Фонд Нурсултана Назарбаева», как крупного акционера (основание для признания аффилированности — «1) п.1 ст.64 Закона Об акционерных обществах» — крупный акционер).

Учредителем Фонда Нурсултана Назарбаева является Нурсултан Назарбаев. Среди аффилированных лиц АО КТК — Дарига Назарбаева, руководитель фонда — Султан Айтжанов, руководитель АО КТК Эльмира Джамилова и др.

5,81% принадлежит ТОО «Медиа — Инвест». Дарига Назарбаева была непосредственно соучредителем ТОО «Медиа — Инвест» с 2007 по 2012 годы.

Сейчас бенефициары — Олег Чумаченко (медиа-менеджер, связанный с Даригой Назарбаевой посредством руководства компаниями «3, А & Т» и «3G ARNA», в которых она была учредителем либо соучредителем) и адвокат Любовь Балмагамбетова через компании ТОО «Компания — Комплексный сервис» и ТОО Forward Legal Agency.

Отметим, что Дарига Назарбаева и Айсултан Назарбаев были напрямую в числе соучредителей «Компании — Комплексный сервис» в периоды 20.06.2007 — 12.03.2015 и 12.03.2015 — 05.10.2015 соответственно и 22.06.2021 — 22.09.2021 и 25.10.2017 — 22.06.2021 соответственно.

Кроме того, Дарига Нурсултановна участвовала в этой же компании, по крайней мере, до апреля 2022 года через ТОО Business assistance и ТОО «Холдинговая компания «DLS Group».

Налоги АО «Коммерческий Телевизионный Канал»: более 8,3 млрд тенге с 2010 года.

Госзакупки: 10 контрактов более, чем на 400 млн тенге с 2017 года. Один из основных заказчиков ЦИК (144 млн).

Первый канал Евразия

С казахстанской стороны через ТОО «Агентство телевизионных новостей», далее АО «РТРК Казахстан», компанией «Евразия+ОРТ» владеет МИОР РК. О прошлых бенефициарах АТН мы писали здесь.

С российской стороны всё сложнее: собственниками второго участника ТОО «Евразия+ОРТ» через ОАО «Первый канал», являются Росимущество, банк ВТБ (основной акционер — правительство РФ), АО «СОГАЗ», два федеральных государственных унитарных предприятий «ИТАР-ТАСС» и «Телевизионный технический центр «Останкино», Национальная медиагруппа (в 2014 году сообщалось, что совет директоров НМГ возглавила Алина Кабаева). До весны 2019 года 20% акций «Первого канала» принадлежало Роману Абрамовичу.

В январе 2020 года The Bell сообщал: Крупнейшие акционеры «Согаза» (32,3%) — совладелец банка «Россия», друг Владимира Путина Юрий Ковальчук, его родственники и топ-менеджеры банка. Также среди акционеров двоюродный племянник Путина Михаил Шеломов (12,47%).

Что касается НМГ, то его основными акционерами  являются опять банк Россия (35,5%, собственники – Юрий Ковальчук и Газпром), Сургутнефтегаз (26,22%, контролируется участником российского Forbes – Владимиром Богдановым), опять-таки «Согаз» (21,2%) и холдинг Газпром- медиа  (7,5%, контролируется Газпромом).

Налоги ТОО «Евразия+ОРТ»: 18 млрд тенге с 2010 года.

Госзакупки: в роли поставщика 13 контрактов с 2016 года. Основной заказчик по сумме — ЦИК (199 млн).

Jibek Joly (вещает с сентября 2022 года)

Входит в структуру НАО «Телерадиокомплекс Президента Республики Казахстан» (учредитель – Комитет госимущества и приватизации).

У НАО есть один действующий контракт с ЦИК на размещение видеороликов на сумму 31,8 млн тенге, возможно речь идёт о размещении на канале Jibek Joly.

Astana TV

Собственник — партия «Аманат» через ТОО Nur Media.

Налоги холдинга ТОО Nur Media: 1,9 млрд тенге с 2013 года.

Госзакупки: 17 контрактов на сумму 0,5 млрд тенге с 2021 года.

Основной заказчик по сумме: управление внутренней политики Астаны (257 миллионов тенге).

МИР, МИР 24, kz.mir24.tv

(Национальный филиал МГТРК «МИР» в РК). Учредители ЗАО «Межгосударственная телерадиокомпания (МТРК) „Мир“» — страны СНГ.

Налоги: 769 млн тенге с 2011 года.

Госзакупки:13 контрактов с 2017 года на сумму 116 млн тенге.

Основной заказчик: Управление внутренней политики Карагандинской области (37 млн тенге).

НТК

Учредители ТОО «Независимый телевизионный канал» — Нурали Алиев и ТОО «Европа плюс Казахстан».

О теперешних учредителях радиостанции информация в реестрах отсутствует. Последние записи касаются 2017, когда ими числились Дарига Назарбаева (с ноября 2009 по март 2017) и Нурали Алиев (с 27.01.2017 по 24.03.2017).

Налоги: 7 млрд тенге с 2010 года.

Госзакупки: 2 контракта — с ТОО «Астана Конвеншн Бюро» (25 млн тенге, 2019) и ЦИК (22 млн тенге в 2022 году).

7 канал (ТОО «Телекомпания „Эра“»)

С 2020 (после Кенеса Ракишева) и до 31 августа 2022 года  бенефициаром была «Канцелярия Премьер-Министра Республики Казахстан» через КФ «Фонд поддержки исследований и разработок в сфере искусственного интеллекта» и «Назарбаев Университет».

Сейчас всё сложно. Владельцами через ТОО Media Holding Group являются Хуанова Гульнара (61 год) — заведующая Отделом международных связей и Протокола Верховного Суда РК по состоянию на 2018  год (она также учредитель ОФ «Евразийский гуманитарный центр Адам Даму», который, судя по налогам, не ведёт деятельность с 2019 года) и Виталий Дядчев (39 лет).

Дядчев участвует в Media Holding Group, зарегистрированной в июне 2022  года — не напрямую, а через компанию Alteco Partners (издаёт «Курсив»). Cудя по профилю в соцсетях, работает в Москве — руководителем офиса FRHC (инвесткомпания Freedom Finance, по-новому — «Цифра брокер»).

Таким образом, совладелец канала в настоящее время аффилирован с Тимуром Турловым.

Налоги: 2,7 млрд тенге с 2013 года.

Госзакупки: 10 контрактов с 2018 года на сумму почти 102 млн тенге. Заказчиков двое — ТРК Almaty (52 млн тенге) и ЦИК (51 млн тенге в 2022 году). 

31 канал

ТОО «Телерадиокомпания «31 канал» через ряд других компаний совместно с российским «СТС Холдинг» владеет Булат Утемуратов. 

В свою очередь владельцы «СТС Медиа» — Национальная медиа группа  и зарегистрированная в Никосии Telcrest Investments Ltd (акционеры в 2015 году — банк «Россия», «Сургутнефтегаз», НМГ и олигарх Алексей Мордашов).

Налоги: 2 млрд тенге с 2010 года.

Госзакупки: 54 контракта с 2016 года на сумму 998 млн тенге без учёта дополнительных соглашений. Основной заказчик по сумме – Управление внутренней политики Алматы (175 млн тенге).

СТВ (Независимая телекомпания ТОО «Рахат ТВ»)

Некогда связанный с семьёй Клебановых канал сейчас, как и Tengrinews, принадлежит «Алаш Медиа групп». 

Нынешние владельцы «Алаш Медиа групп» – Зауре Казыбаева – вдова основателя Tengrinews, известного журналиста — ныне покойного Батыра Казыбаева, а также Даурен Кайсаров (работал директором информационно-аналитического центра «Бюро городских решений» при акимате Астаны) через ЧК «Sana» Contemporary communications Laboratory LTD и Динара Темирова – по состоянию на 2017 год член совет директоров AO Green Power Generation (актив Динары и Тимура Кулибаевых).

Налоги: почти 949 млн тенге с 2010 года.

Госзакупки: 20 контрактов с 2016 года на сумму 175 млн тенге без учёта допсоглашений.

Основной заказчик по сумме: столичное управление по делам общественного развития (почти 40 млн тенге). С ЦИК 1 договор в 2022 году (14,98 млн тенге).

Almaty TV

Единственный акционер АО «Телерадиокомпания «Almaty» – Управление общественного развития г. Алматы.

Налоги: 2,9 млрд тенге с 2010. года

Госзакупки: в качестве поставщика около 70 контрактов с 2016 года. Основной заказчик – учредитель этого канала – 6,6 млрд тенге.

Gakku TV и Той Думан

Владелец Санжар Мустафин (через холдинг Musan Group).

Налоги ТОО Gakky Media: почти 208 млн тенге с 2014 года.

Госзакупки:10 контрактов с 2016 года почти на 154 млн тенге без учёта дополнительных соглашений. Основной заказчик по сумме – алматинское управление культуры (93 млн тенге).

Налоги ТОО «Той Думан»:  119 млн тенге с 2016 года.

Госзакупки: 8 контрактов на 1,2 млн тенге с 2018 года без учёта допсоглашений. Единственный заказчик: столичная государственная академическая филармония.

Асыл Арна (теперь Тalim TV, канал с религиозной повесткой)

Вплоть до 3 марта учредителем был айтыскер  Мухамеджан Тазабек, подчёркивающий свои дружеские отношения с Кайратом Сатыбалды.

Новый учредитель и руководитель – Нуржан Жарас. Orda.kz со ссылкой на журналиста Токтара Токаша, сообщала, что ранее Жарас работал на канале техсотрудником, в то же время ресурс пишет, что полный тёзка нового учредителя работает имамом.

Налоги ТОО Студия «Асыл Арна»: 162 млн тенге с 2010 года.

Госзакупки: 7 контрактов на 40 млн тгенге с 2017 года. Основной заказчик по сумме: Управление внутренней политики Алматинской области (30 млн тенге).

MuzzOne

Канал позиционирует своим владельцем Арманжана Байтасова. В октябре Forbes.kz (который также контролирует Байтасов) писал об Арманжане Мерекеевиче: «Владеет Tan Media Group и United Media Group, в которую входят телеканал MuzzOne, радиостанция «Бизнес-FM», сайт Businessfm.kz, журналы Forbes Kazakhstan и Forbes Georgia».

На самом деле Арманжан Байтасов не входит в числе учредителей ТОО United Mtdia Group. Ими являются:

  • Айдана Байтасова (дочь Арманжана Байтасова)
  • ТОО Unique Media (учредитель — Айдана Байтасова)
  • Ляззат Абжапарова
  • Тимур СатыбалдинТОО SKYTEC (Скайтек) (учредитель – Арутюн Погосян)

Есть также отдельное ТОО Muzzone Kazakhstan, оно платит совсем немного налогов: 2,7 млн тенге с 2021 года.

Но по реестрам ТОО Muzzone Kazakhstan является дочерней компанией не United Media Group(как пишет Форбс), а ТОО «Холдинговая компания «Тан Медиа Групп», учредителями которой числятся Айдана и Нуржан Байтасовы (дочь и племянник Арманжана Байтасова).

Налоги ТОО «Холдинговая компания «Тан Медиа Групп» — около 12 млн тенге с 2016 года.

Налоги ТОО United Media Group: 363 млн тенге с 2011 года.

Госзакупки: 3 контракта в 2016 году на около 5,4 млн тенге. Основной заказчик: АО НК Kazakh Invest (5,1 млн тенге).

Hit TV

Владелец ТОО «ТРК Shahar» — представительница семьи Сарсеновых (Сарсеновы – № 10 в списке богатейших бизнесменов казахстанского Forbes.kz, 897 млн долларов) — Карина Рашитовна (дочь олигарха и бывшего партнера Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой — Рашита Сарсенова) напрямую и через компанию International trade & service. Также в структуру ТРК входит радио Energy.

Налоги ТРК Shahar: 998 млн тенге с 2010 года.

Госзакупки: 3 контракта в 2016 году на сумму 595 тыс тенге. Основной заказчик по сумме: Центральная городская клиническая больница (385 тыс тенге).

Munara TV (новый канал с религиозной тематикой)

Собственником ТОО Munara Media Group является  Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК).

Его соучредители  – 10 человек, некоторые из которых возглавляют или возглавляли мечети в разных городах Казахстана: Алсабеков Мухаммадхусайн, Бекжигитов Жандилла, Жаппасбаев Марат, Мансуров Батыржан, Маханбет Кулмухаммад, Мирзагелдиев Бейбит, Омаров Талгат, Сейтбеков Смаил, Турдыбаев Камалжан, Чуханов Сансызбай.

Налоги: 1,4 млн тенге в 2022 году.

Atameken Business

Через другие компании холдингом владеют Национальная Палата предпринимателей РК «Атамекен» и предприниматель Смагулов Нурлан Болатович (не путать со Смагуловм Нурланом Эркебулановичем — из списка Forbes).

Налоги ТОО Media Holding «Atameken Business»: 1,5 млрд тенге с 2015 года. 

Госзакупки: 25 контрактов с 2019 года на сумму: 231,6 млн тенге (без учёта дополнительных соглашений).

Основные заказчики по сумме — столичное управления по делам общественного развития (76,6 млн тенге) и ЦИК (31,8 млн тенге в 2022 года).

Обзор владельцев онлайн-медиа читайте по этой ссылке.

 ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

И есть еще несколько способов – на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

  +  59  =  69