Кандидаты в депутаты мажилиса и маслихатов, официально признанные проигравшими на выборах, создали «Народный парламент». Его первое заседание прошло в Алматы в гостинице «Казахстан» 1 апреля 2023 года.

 

Кто вошел в состав этой организации, что говорили на собрании и чего хотят бывшие кандидаты – в репортаже Данияра Молдабекова для «Республики». 

На пороге одного из банкетных залов гостиницы «Казахстан» известный общественный деятель Мухтар Тайжан возится с белым стендом, пока мимо снуют фоторепортеры и операторы.

На стенде – снимки других известных общественных деятелей. Среди них: журналисты Лукпан Ахмедьяров и Динара Егеубаева, бывший чиновник Санжар Бокаев, правозащитник Ерлан Калиев, ветеран оппозиции Рысбек Сарсенбай, одна из лидеров незарегистрированной Демократической партии Инга Иманбай и еще несколько бывших кандидатов в депутаты мажилиса и маслихатов.

У этих людей не так много общего, но кое-что их все же объединяет – все они заявили о фальсификациях в день голосования на парламентских выборах, которые прошли 19 марта 2023 года, и теперь решили собраться, чтобы обсудить дальнейшие действия. Это мероприятие они назвали Народным парламентом, недвусмысленно намекнув на свое отношение к парламенту официальному, начавшему на днях работу в Астане. 

Так как Тайжан занят возней со стендом и другими организационными вопросами, я иду к Лукпану Ахмедьярову, журналисту из Уральска, чтобы поговорить с ним. Знаменитое видео вброса бюллетеней учителями средней школы произошло на одном из избирательных участков города Аксай, где Ахмедьярову противостоял адвокат Абзал Куспан. 

Вопрос у меня всего один: какая у этого мероприятия цель?

«Как и у многих, — говорит Ахмедьяров, — у меня эти выборы вызывают массу вопросов и огромное возмущение. В Уральске выборы вызывают некое обсуждение в сети, но не более. Здесь (в Алматы — ред.) меня пригласили на мероприятие, где решили собраться многие такие же кандидаты-самовыдвиженцы, которые также принимали участие в этих выборах и остались недовольны. Речь идёт не о том, что мы проиграли, а о том, как выиграли те, кто признан победителем, потому что эта победа вызывает массу вопросов». 

Ахмедьяров считает, что, будь он на месте официальных победителей, он бы «сложил свои полномочия депутата, сдал мандат и сказал, что с такой победой я не согласен».

«Я очень надеюсь, что сегодня у нас выработается видение, куда нам двигаться дальше и как нам с этим жить», — добавил Ахмедьяров.

После выборов он подал иск в суд, но ему его вернули

Начало заседания «Народного парламента» назначили на утро 1 апреля, на день смеха, и я до сих пор не понял, случайность это или (само)ирония организаторов. Однако, судя по речам собравшихся, цели у них нешуточные.

Например, они хотят преобразовать Казахстан в парламентскую республику и «вывести страну из кризиса».

Об этом говорили многие, но тон задал Рысбек Сарсенбай, брат убитого в 2006 году экс-министра информации Алтынбека Сарсенбая. Он взял слово после Мухтара Тайжана, своего рода спикера Народного парламента, который  открыл заседание и предложил его регламент. 

Сарсенбай обратился к аудитории примерно в 150-200 человек. На стульях, поставленных в шесть рядов, в основном сидели аксакалы; те, кто помоложе, жались к стенам и окнам. Зал забит битком. 

«Народный парламент будет выполнять те же функции, что и обычный парламент, но будет делать это честно и справедливо», — сказал Сарсенбай.  

Затем он заявил, что собравшиеся  «должны приложить усилия чтобы вывести страну из кризиса» и обозначил основные задачи «народного парламента».

По Сарсенбаю это:  

  1. Привлечение к административной и уголовной ответственности председателей избиркомов, допустивших нарушения на выборах;
  2. Требование отчета: на что и как были потрачены миллиарды из бюджета на президентских и парламентских выборах;
  3. Инициировать внесение изменений в законы о выборах и другие законы;
  4. Вынудить президента Касым-Жомарта Токаева  вынести на рассмотрение Конституционного суда вопрос о  легитимности прошедших выборов. 
  5. Подготовка проекта новой Конституции, которую следует вынести на на суд граждан
  6. Поднять вопрос выхода Казахстана из ЕАЭС и ОДКБ. 

По словам Сарсенбая, в «народном парламенте» будет девять рабочих групп – группа «контроля действий власти», группа возврата активов, группа по вопросам январских протестов прошлого года и другие. 

«Последние выборы провели для того, чтобы сохранить действующую авторитарную систему», — добавил Сарсенбай. 

Изначально этот, если угодно, теневой мажилис должен был собраться в другой гостинице, но в итоге активистам отказали. По словам Тайжана, спонсором мероприятия стал некий бизнесмен, имя которого он не стал называть, сославшись на желание загадочного благодетеля остаться инкогнито. 

Выступали по очереди. Почти все говорили о нарушениях в день голосования.

Арайлым Назарова, кандидат в депутаты мажилиса и опытный наблюдатель, убеждена, что для честных выборов необходимо менять соответствующий закон.

«У членов избирательных комиссий не должно быть права исключать наблюдателей с участка, это должно решаться через конституционный суд. Мы видим, что никого из членов избирательных комиссий не привлекли к ответственности», — говорит Назарова.

Выступила и кандидат в депутаты мажилиса по одномандатному округу Инга Иманбай, на следующий после голосования день заявившая, что чиновники акиматов Алатауского и Ауэзовского районов Алматы поддерживали ее оппонента Ермурата Бапи. Она предложила ограничить власть президента, создать условия для беспрепятственной реализации права на мирные митинги, распустить сенат и ввести выборность членов Центральной избирательной комиссии (которую, напомню, сегодня возглавляет бывший наркополицейский Нурлан Абдиров). 

Специалист по международным отношениям Аида Альжанова, которую в начале марта сняли с выборов из-за того, что она не указала в налоговой декларации авторское право на методологию некоего тренинга, в своем выступлении на собрании  сказала по ситуации прямо:

  «Вывод, который я сделала в ходе избирательной кампании, если метафорично – хвост виляет собакой (отсылка к знаменитому фильму Бари Левинсона – ред). Нами управляет исполнительная власть. Парламент, который выпускает законы, ничего не значит. С первых буквально шагов ты сталкиваешься с проблемами. 

Меня неправильно проконсультировали в налоговом департаменте. Парень, который меня консультировал, сказал, что в этой декларации нужно указывать только то, что у вас есть зарубежом. У меня ничего нет за рубежом, и я не поставила ни одной галочки. Значит, люди, которые работают в исполнительной власти, в налоговом департаменте, не владеют навыками, не имеют компетенции консультировать кандидата в депутаты», — негодует Альжанова. 

Больше о выборах читайте: «Старые лица и методы». Такую оценку дали наблюдатели выборам«.

На заседании обсуждали не только недалекое прошлое, но и будущее. Например, бывший зампред Нацбанка, финансист Оразалы Ержанов предложил провести референдум о преобразовании Казахстана в парламентскую республику.

На вопрос, чем должен заниматься Народный парламент, свой ответ дал и Асылбек Кожахметов, ректор AlmatyManagement University, выдвигавшийся в депутаты мажилиса парламента по избирательному округу № 24 (территория Северо-Казахстанской области), но снятого с выборов ЦИК.

Подробно его история здесь.

А Альнур Ильяшев говорил о том, что рано или поздно тем, кто участвовал в фальсификациях в день голосования, придется за это ответить. 

Уверенность, звучавшая в словах выступавших, создала у меня  впечатление, будто они уже завтра готовы перебраться из банкетного зала гостиницы «Казахстан» в здание парламента в Астане.

Громкие аплодисменты, сопровождавшие  едва ли не каждую речь, звучали в моей голове чем-то вроде барабанного боя, призванного меня взбодрить и убедить, что да, все правильно – завтра эти люди создадут парламентскую республику и выведут страну из кризиса…

Но дело в том, что нечто вроде альтернативного парламента – не новшество для Казахстана. У нас нет традиций теневого правительства, как, например, в Англии, но зато ветераны оппозиции должны помнить «Халық Кеңесі» – «общественный парламент», спикером которого в нулевые годы был экс-генпрокурор и лидер ОСДП Жармахан Туякбай. «Всей своей совместной деятельностью мы должны доказать преимущество многообразия идей и мнений над серым однообразием», — говорил Туякбай в 2008 году. 

Прошло 15 лет, а от «общественного парламента» не осталось и следа. Чем же «народный» лучше? 

По словам юриста и активиста Альнура Ильяшева, приговоренного несколько лет назад к ограничению свободы из-за критики партии Нур-Отан (ныне Amanat – ред.), успех этой идеи «упирается в наличие воли и готовности людей идти до конца, чтобы реализовать намеченные цели».

«А так, конечно, с помощью подкупа, дискредитации и давления можно превратить это все в сотрясание воздуха. Но это все от нас зависит. Если справимся, даст Бог, будут какие-то изменения и инструмент давления. В любом случае обозначены рабочие группы («народного парламента» – Ред.), аналогии комитетов парламентских. Можно будет формировать правительство теневое… То есть по ходу будет ясно. Сейчас надо переварить. Самое главное, что люди все-таки откликнулись, мероприятие состоялось. Будем дальше работать», — сказал Ильяшев «Республике».

 Он же предложил закончить собрание мирным маршем до метро. «Если нас за это задержат, скрутят, ну я не знаю тогда», — сказал Ильяшев. Мухтар Тайжан добавил: «Альнур, я на машине, но я пойду с тобой». 

Выйдя из гостиницы «Казахстан», «народные парламентарии» пошли до памятника Абаю, а затем – по одноименному проспекту до станции метро. 

На основе требований, озвученных на собрании, была принята резолюция:

«Освобождение политзаключенных, участников январских событий, прекращение преследований – главное требование сегодняшнего дня.

 

Назначение вновь Алихана Смаилова главой правительства – большая ошибка. Правительство, которым он руководил, не могло должным образом выполнять свою работу. Поддержка новым парламентом кадровой политики партии «Аманат» и поддержавшего кандидатуру главы правительства, выразившим таким образом доверие ей, показывает некомпетентность нового парламента.   

 

Провести референдум. На референдум будет вынесен вопрос о принятии новой Конституции, увеличении числа депутатов мажилиса до 250-300 человек, избрании 51% из них по мажоритарной системе и 49% по партийному списку. Эта работа должна начаться с 25 апреля. 

 

Признать нелегитимными эти выборы и провести новые выборы!

 

После референдума провести новые выборы!

 

9 апреля провести общереспубликанские митинги по всей стране на центральных площадях (в случае неразрешения все равно выйти на площадь)!», — говорится в тексте Резолюции. 

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887. 

 

И есть еще несколько способов – на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.