Недавний государственный визит Касым-Жомарта Токаева в Китай и его успешные переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином, за которыми последовали участие в казахско-китайском инвестиционном круглом столе и серия встреч с руководителями крупных китайских корпораций – серьезный внешнеполитический успех как самого казахстанского президента, так и государства — Республики Казахстан.
Хотя, отметим, отношение к этому успеху внутри страны самое разное.
От полной поддержки со стороны официальных должностных лиц, провластных политиков и прессы — до серьезных опасений многих казахстанцев, включая бизнесменов, что, открывшись Китаю и двинувшись в его сторону практически во всех сферах возможного сотрудничества, Казахстан будет в итоге «проглочен».
Подобная разноголосица, по нашей оценке, неизбежна и будет то усиливаться, то ослабляться. В зависимости от того, какие результаты и с каким знаком (плюсом или минусом) будет приносить «открытие» Казахстана в сторону Китая.
Но, к сожалению для тех, кто против усиления политических, экономических, торговых, научных, социальных и прочих связей Казахстана с Китаем, не важно, по каким причинам – другого варианта действий у Акорды в целом и лично у Касым-Жомарта Токаева просто нет. И не будет.
Более того, хотя в прессе (особенно в западной и иногда в российской) и социальных сетях регулярно пишут о том, что усиление влияния Китая на Казахстан противоречит интересам России и ее нынешнего президента Владимира Путина, мы придерживаемся иного мнения по этому вопросу.
Дело в том, что Третья мировая война, начавшаяся 24 февраля 2022 года после вторжения российских войск в Украину, по нашей оценке, не закончится ни в этом году, ни в ближайшие пару десятилетий.
В статье «О влиянии геополитики на будущее Казахстана» мы писали об этом:
«Начнем с того, что «специальная военная операция», которую приказал начать президент РФ Владимир Путин, это на самом деле Третья мировая война.
И в этой войне ее главные участники, то есть коллективный Запад во главе с США и Европейским союзом, и Россия, воюют в тех сферах и тех зонах, где им выгоднее, удобнее и безопаснее.
Соответственно, коллективный Запад воюет с Россией главным образом в сферах экономики и товарных потоков, а Россия с коллективным Западом – в основном на территории Украины.
Мы не верим в расхожие версии, что Владимир Путин планировал захватить Украину и поставить ее под контроль России. Не верим потому, что двухсот тысяч военнослужащих, которые были задействованы на начало СВО, явно недостаточно, чтобы эффективно контролировать страну с такой большой территорией и значительным населением, как Украина. Тем более что после 2014 года уже было очевидно, что в этой стране есть политические силы, которые будут организовывать сопротивление, благо что соответствующие технические и людские ресурсы там были в наличии.
Нам представляется, что независимо от того, какие конкретно цели были поставлены Путиным перед командованием войск вторжения, он не собирался захватывать Украину и тем более удерживать ее под своим контролем. Иначе бы численность сил вторжения была бы как минимум пять раз больше.
Судя по всему, в силу объективных причин, среди которых главными являются неготовность россиян в целом к войне и человеческим потерям и относительно небольшая численность российской армии, Путин хотел главным образом продемонстрировать коллективному Западу свою решимость отстаивать геополитические интересы России и тем самым принудить его начать с ним договариваться».
Уже очевидно, что коллективный Запад всерьез рассчитывает на то, что ему удастся нанести поражение России и лично Владимиру Путину, ставшему олицетворением российского империализма и милитаризма, на территории Украины. И уже только по этой причине коллективный Запад будет не просто продолжать, но и качественно усиливать, технически совершенствовать и физически укреплять свое санкционное давление на Россию.
В результате через какое-то время (скажем, три-четыре года) Россия окажется отсечена от Европы и европейского рынка, если не целиком, то от его подавляющей части. А вместе с Россией от этого рынка (скорее всего, не полностью, но достаточно сильно) будут отсечены и ее нынешние союзники и соседи. В первую очередь Казахстан и другие центральноазиатские республики.
Но даже если военные действия на территории Украины будут приостановлены или прекращены, скорее всего, Третья мировая война продолжатся и дальше.
Более того, если военные действия в Украине будут остановлены, Россия обязательно начнет контрсанкционную атаку на своих оппонентов. Все это означает, что новый «Железный занавес» между коллективным Западом и Россией и их нынешними и будущими союзниками будет существовать долго. И только через пару десятилетий он, возможно, начнет слабеть и разваливаться.
Если наш прогноз верен, то мировой рынок будет или поделен на две большие части – «нашу» и «не нашу», или фрагментирован так, что наряду с двумя этими «зонами» будет существовать «зона» неприсоединившихся стран.
То есть в экономической, финансовой и торговой сферах будет создано то, что имело место быть после Второй мировой войны в сфере политики и военного противостояния. И правила игры на этих рынках гарантированно будут разными для «аборигенов» и «пришельцев».
В этих условиях Казахстан обречен рано или поздно «открыться» Китаю, поскольку именно эта страна является сейчас не просто лидером незападной экономики, науки и техники, но и будущим центром «незападной» части мировой экономики. И это открытие нужно не только Казахстану, но и его соседям, в первую очередь России, поскольку казахстанская территория связывает РФ и КНР, причем достаточно конкурентно с точки зрения наличия коммуникаций и стоимости всевозможного транзита.
Однако риски того, что коллективный Запад введет вторичные санкции против Казахстана и казахстанских юридических и физических лиц, резко возрастают.
Хотя опасность их для страны и бизнеса будет соответственно уменьшаться. Особенно если Казахстану удастся сделать то, что в его национальных интересах — максимально использовать заинтересованность Китая в инвестировании в свою экономику, импорте казахстанской продукции, транзите товаров через Казахстан в обе стороны.
Да, конечно, будут технические сложности, потеря времени, денег и рынков, но при этом не будет закрыта «отдушина», которая позволяет стране «дышать».
Понимают ли это на Западе? Скорее всего да.
Об этом свидетельствует тот факт, что вторичные санкции вводятся не слишком быстро и пока в основном на уровне угроз.
Судя по всему, в западных центрах анализа и принятия решений понимают, что уход Запада и его политического влияния с территории, лежащей на север и восток от российской и беларусской границы, плох не только для России и Беларуси и их экономик и потребителей, но и стран Европы.
Однако предотвратить данный уход они в принципе не могут, поскольку для этого требуется как минимум прекращение поддержки Украины и признание территориального захвата Россией четырех украинских регионов. А это невозможно по определению.
Поэтому, сколько бы ни старались те, кто хочет восстановить прежний статус, мир уже поделился. И будет продолжаться делиться до тех пор, пока или Третья мировая война не перейдет из «не военного» в военный формат, или сразу, без войны, не закончится очередным переделом сфер влияния в мире.
Казахстан же в этом процессе невольный участник (читай: заложник).
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номера телефона 8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов –смотрите на этой странице.