В минувшее воскресенье, 13 августа, в 7 областях были избраны 17 сельских акимов. Советник президента Ерлан Карин преподнес этот факт как пример успешности политических реформ президента Касым-Жомарта Токаева.
«За два года, как в рамках президентской программы политических реформ сельские акимы стали избираться непосредственно населением, было уже избрано 1 668 акимов сёл, посёлков, сельских округов, городов районного значения.
Из них 75% были выдвинуты политическими партиями. Оставшиеся 25% – самовыдвиженцы.
Также более половины (57,4%) избранных акимов ранее не работали в этой должности. То есть, корпус сельских акимов существенно обновился.
Ну и наконец, произошло некоторое «омоложение» состава акимов на местах, поскольку средний возраст избранных акимов – 45 лет.
В предстоящее воскресенье, 20 августа пройдут выборы ещё 21 сельского акима в 3 областях.
Всего до конца 2023 года будут проведены выборы в 199 сельских населённых пункта.
Таким образом, выборность сельских акимов уже стала привычным элементом политического процесса в нашей стране», — написал Ерлан Карин в своем телеграм-канале.
Политолог Димаш Альжанов не согласился с Кариным.
По его мнению, выборы не были конкурентными, а реформа на деле оказалась фиктивной: выборность ввели «без должного анализа и оценки. Как попало».
«Сельские округа не были реорганизованы (путем деления и объединения) в более перспективные муниципальные единицы местного самоуправления. Где помимо акима, должен функционировать избираемый маслихат и ряд других учреждений с компетентным штатом.
Без реорганизации, сельским округам невозможно передать весь спектр задач и услуг (сбор и администрирование налогов, вывоз мусора, первичная медицина и образование, дороги), которые они должны оказывать населению и бизнесу. Аким сельского округа без маслихата и с маленьким штатом не может это эффективно и качественно делать.
Добавьте к этому то, что аким не имеет автономии при принятии решений и по ключевым вопросам зависит от вышестоящего акима/маслихата, а тот от президента, как и до введения выборности. Получается, что важные для местных сообществ решения остаются на уровне районов, областей и центра, т.е. дистанция между населением и правительством сохраняется.
При этом, сельских акимов выбирают так же, как и парламент с президентом. В законе множество дискриминационных и неадекватных требований, которые закрывают доступ к бюллетеню для несистемных кандидатов. Потом, чтобы выборы работали нужна регистрация оппозиционных партий, включая региональные. Все это остается под запретом. Без этого не будет местного политическое измерения, конкуренции и стимулов для участия в выборах.
Даже при нежелании Токаева и его окружения внедрять подлинную выборность, реформа могла бы иметь хоть какое-то качество. Выходит, что даже на это неспособны», — прокомментировал Димаш Альжанов слова Карина.