Шокирующие новости о переполненных больницах в Италии и Испании заставляют казахстанских граждан еще более внимательно взглянуть на  отечественное здравоохранение. Готово ли оно к подобным испытаниям?

В соцсетях мелькают навязчивые комментарии, утверждающие со ссылками на Всемирную организацию здравоохранения, что все у нас хорошо. Мол, по количеству больниц на душу населения наша страна выглядит не хуже, а то и лучше многих европейских. Не хочу никого расстраивать, но оптимистическую картину ВОЗ несколько портят международные рейтинги и наши собственные официальные статистические данные.

Наличие койко-мест в больничных стационарах важный, но далеко не единственный показатель качественного здравоохранения. Международное агентство Bloomberg, ежегодно составляющее рейтинг стран по индексу развития медицины, в качестве ключевых критериев отбора использует среднюю продолжительность жизни граждан (чем выше, тем лучше)  и финансовые расходы на здравоохранение (общие и подушевые).

В списках стран с наиболее эффективными системами здравоохранения Казахстан появился относительно недавно и замыкает пятую десятку. Всего же в рейтинге чуть более полусотни стран, и справедливости ради стоит отметить, что попадание в этот перечень уже само по себе неплохо. В 2016 году мы занимали 45 место (из 55), а в 2018 даже приподнялись на одну строчку выше (44 место). Но по итогам 2019-2020 года есть вероятность скатиться в шестую десятку рейтинга, или вообще выпасть из него – продолжительность жизни упорно не поднимается выше 72 лет, расходы на здравоохранение из-за падения нефтяных доходов и девальвации тенге в реальном выражении сильно проседают.   

В тройке лидеров Гонконг, Испания и Сингапур. Продолжительность жизни в этих странах более 82 лет при относительно высоких, но не чрезмерных, затрат на медицину. В подушевом исчислении они составляют 2,2-2,3 тысячи долларов, а в целом на текущие расходы на здравоохранение приходится более 4% ВВП (в Гонконге 5,7%, в Сингапуре 4,3%, в Испании – 9,2%).

Следом идут Южная Корея, Япония, Италия, Израиль, где расходы на медицину достигают 9-10% ВВП, а подушевые траты превышают 3 тысячи долларов. Причем это не самые большие траты – в Швейцарии, Нидерландах, Германии, Франции, Швеции доля расходов на здравоохранение превышает 11% ВВП, а подушевые расходы от 5 тысяч долларов и выше. И опять же – средняя продолжительность жизни во всех этих странах на уровне 80 лет.

А что же у нас? Если верить аналитической справке о перспективах развития отрасли, опубликованной на сайте «Республиканского центра развития здравоохранения» министерства здравоохранения, государственные расходы на эту отрасль в Казахстане в 2017 году составили чуть более 1 трлн тенге или 1,9% процента ВВП. С учетом же частных средств (самих граждан и предприятий) сумма текущих расходов на здравоохранение превысила 1,6 трлн тенге, или 3,4%от ВВП, что все равно мало и существенно, почти в три раза, меньше усредненного показателя стран-участниц Организации экономического сотрудничества и развития (на которую в своих стратегических прогнозах равняется правительство и президент). Для сведения, в странах ОЭСР в 2016 году средний показатель расходов на медицину составлял 9% от ВВП. 

Еще более драматичным выглядит сравнение подушевых расходов на здравоохранение: с 2013 по 2017 год они в Казахстане в долларовом исчислении сократились с 368 до 280 долларов, тогда как в странах ОЭСР они превышают 3,5 тысячи долларов. Отчеты Республиканского центра развития здравоохранения можно посмотреть на его интернет-ресурсе.

Когда речь заходит о медицине и вообще о социальной сфере, то у многих казахстанцев в памяти всплывает знаменитая госпрограмма «100 школ, 100 больниц». В своем послании народу Казахстана в 2007 году Нурсултан Назарбаев поручил правительству в течение трех лет построить по всей стране 100 новых школ и 100 новых больниц. Правительство откликнулось на инициативу президента разработкой соответствующей госпрограммы, которая из-за необходимости ее внесения в бюджет стартовала уже в следующем, 2008 году.

Первые жизнеутверждающие рапорты о закладке в регионах новых медицинских и образовательных центров вскоре сменились новостями о затянувшихся долгостроях и коррупционных скандалах. В поставленный президентом трехлетний срок чиновники не уложились, программу постоянно, из года в год продлевали, пообещав завершить в 2016 году. Но со временем о ней забыли, в СМИ никакой информации о ее итогах не встречается, и, что  примечательно, сам Нурсултан Назарбаев о своей идее строительства 100 школ и 100 больниц в своих последующих посланиях не вспоминал.

Между тем, на сайте Комитета по статистке Министерства национальной экономики есть любопытные отраслевые показатели и по медицине и по образованию. И если верить им, то в количественном выражении обе эти социальные отрасли с каждым годом все сильнее и сильнее сокращались.

В 1991 году в Казахстане насчитывалось 1805 больничных организаций с числом коек 230,4 тысячи (в то числе 46,1 тысяча койко-мест детских).

В начале 2007 года, когда президент в своем послании пообещал повысить благосостояние казахстанцев и поручил правительство построить 100 школ и 100 больниц, в стране осталось 1086 больниц, а коечный фонд составлял 119 тысяч коек (из них 20 тысяч детских).

Вы будете смеяться, но старт государственной программы строительства социальных объектов никак на отраслевых показателях не сказался. С 2008 года количество больниц и больничных коек в Казахстане стремительно сокращалось достигнув в 2018 году исторического антирекорда – 788 больниц и 98,4 тысячи койко-мест (в том числе 18,3 тысячи детских).

Более того, в соответствии с рекомендациями к  Единому перспективному плану развития инфраструктуры медицинских организаций до 2025 года, принятому Минздравом РК в 2018 году, к указанному сроку ожидается дальнейшее  сокращение больничных организаций (путем оптимизации и слияния монопрофильных учреждений с многопрофильными, а также ликвидации нерентабельных заведений) и коечного фонда.

Ссылаясь на опыт постсоветских стран (Эстония, Грузия, Молдова), а также таких успешных в плане медицинского обеспечения стран, как Испания, министерство считает нынешнюю обеспеченность больницами чрезмерной и намерено сократить ее с нынешних 4,0 на 100 тысяч населения до 3,0, что при 18 млн населения составляет 540 стационаров. Коечный фонд планируется сократить до 90 тысяч (50 на 10 тысяч населения).

То есть идея развития отечественной медицины и выведения ее на современный уровень воспринимается максимально упрощенно – ужаться количественно до европейских показателей, отрапортовать о том, что по числу больниц и койко-мест в стационарах Казахстан сравнялся с той же Испанией, тактично умолчав о том, что в подушевом финансировании наше здравоохранение в разы беднее.

И все бы ничего, но тут грянул кризис с пандемией, перед которым дрогнули даже наиболее благополучные в медицинском плане страны.  О том, что  ждет Казахстан, где все эти годы здравоохранение урезали, сокращали и оптимизировали, даже страшно подумать. У нас и без того доступность медицинских услуг оставляла желать лучшего (в регионах, например, чтобы попасть на прием к узкому специалисту или же на диагностику, приходится ждать одну-две недели, а то и более), а в случае массового наплыва больных здравоохранение просто парализует. Для борьбы с пандемией у него нет ни средств, ни оборудования, ни медикаментов, ни кадров.

Ну и в завершение отмечу, что в образовании мы наблюдаем такой же обвал. В 1991 году в стране было 8487 дневных общеобразовательных средних школ с числом обучающихся 3,147 млн человек. В начале 2007 года на момент Послания президента школ уже насчитывалось 8055, в которых обучалось 2,715 млн школьников. В 2018 году школ в стране осталось 7319, при том что количество обучающихся вернулось к уровню 1991 года – 3,175 миллиона.

Таким образом, за то время, что прошло с начала реализации государственной программы «100 школ, 100 больниц» в Казахстане исчезли 300 больниц и 700 школ. Словно война прокатилась по нашей стране. А все потому, что слово реформы свелось в умах наших государственных мужей к одному единственному действию – сокращениям и ликвидациям. Потому что так проще. 

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Зарплата медсестры в Германии около 3 тыс евро, в Казахстане 200 долларов это максимум. Отсюда и разница в подушевом расходе. Давайте полную информацию. сравнивать просто цифры, это как средняя температура по больнице.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.