Тридцать восемь человек погибло в результате крушения на территории Казахстана самолета «Азербайджанских авиалиний» (ALAZ), выполнявшего 25 декабря 2024 года рейс Баку-Грозный. С самого начала причины катастрофы назывались разные: от плохой погоды и столкновения со стаей птиц до  попадания в самолет российской зенитной ракеты. Что произошло на самом деле, должна определить специально созданная комиссия.

Но есть сомнения в том, что реальные результаты расследования будут преданы огласке. В пабликах комментаторы задаются вопросом: не станут ли жизни погибших предметом торга для сохранения статуса-кво между тремя странами?

Как это произошло

Утром 25 декабря самолет Embraer 190 с 62 пассажирами (6 граждан Казахстана, 42 — Азербайджана, 16 — России и 3 — Кыргызстана) и 5 членами экипажа на борту вылетел из Баку в Грозный. При подлете к аэропорту назначения самолет якобы из-за погодных условий перенаправили сперва в Минводы, потом в Махачкалу, но и там его не приняли. В итоге лайнер оказался над Каспийским морем.

В 8:35 (по московскому времени) экипаж подал сигнал бедствия в и доложил об отказе системы управления, а в 8:49 запросил аварийную посадку в аэропорту Актау и попытался совершить ее в режиме прямого ручного управления. Но в 9:28 самолет столкнулся с землей.

На видеокадрах, которые опубликовали очевидцы с места событий, видно, как самолет снижался над Актау, но в итоге  врезается в землю и загорается.

Уцелела только хвостовая часть авиалайнера. Выжили 29 человек. Остальные 35 пассажиров и 3 членов экипажа (пилоты и борт-проводник) погибли.

Момент катастрофы был зафиксирован на мобильные телефоны жителями Мангыстауской области и практически сразу попали в паблики.

Фото Азамата Сарсенбаева

Первыми на место авиакатастрофы в Актау прибыли рабочие «МРЭК». Они работали на подстанции в районе Сайына Шапагатова, в 30 километрах от Актау. «Мы как увидели, что самолет упал, собрались и поехали оказывать первую помощь. После нас приехали МЧС и скорая», — рассказал один из рабочих. Благодаря их быстрому реагированию удалось вытащить более 15 выживших пассажиров.

 

Случайно ставшая свидетелем авиакатастрофы Эльмира рассказала радио «Азаттык», что она ехала в тот момент на автобусе.  Увидев падающий самолет, она и другие пассажиры автобуса бросились помогать пострадавшим: «Многие были без верхней одежды, мы посадили их в автобусы, чтобы они не замерзли. Затем приехала скорая, и мы передали пострадавших им. Это был первый раз, когда я оказалась в такой ситуации», – рассказала Эльмира.

 

Позже в разных пабликах появились видео с выжившими людьми.  

 

48-летний пассажир Субхонкул Рахимов из Таджикистана рассказал, что пилоты несколько раз пытались зайти на посадку, но это не удалось. «В третий раз что-то взорвалось. Был взрыв — я бы не сказал, что внутри самолёта. Где я сидел, у меня обшивка рядом отлетела», — сказал он. После этого самолет начал кружить и неожиданно изменил курс. «Летчик спас нас своим маневром. Если бы не он, мы бы все погибли», — считает Рахимов.  

 

Другой пассажир Заур Мамедов рассказал, что во время полёта услышал два хлопка: «Мы ждали своей смерти… Ожидали. И вот уже начал падать — и всё, половину самолёта разорвало».  

 

Среди тех, кто выжил, была Кристина из Владивостока. С ее слов, самолёт кружил над Актау около часа перед падением. Бортпроводники предупредили пассажиров о жёсткой посадке. Во время снижения раздался глухой удар, похожий на столкновение. «Когда мы уже приземлились, было два удара. Я держалась за кресла. Правую часть всю снесло. Передняя часть взорвалась. Когда я пришла в себя, увидела, что мне зажало ногу», — рассказала Кристина. В итоге она смогла освободить зажатую ногу и выбраться из салона.

Версии: птицы, кислородный баллон, ракета

Первоначально была выдвинута версия, что причиной падения стало столкновение самолета со стаей птиц. Также говорили о разорвавшемся кислородном баллоне. О том, что самолет был поражен российской системой ПВО, рассказал уже на следующий день телеканал EuroNews со ссылкой на источник в правительстве Азербайджана.

По словам источника, ракета класса «земля-воздух» была выпущена во время активности украинских беспилотников в небе над Грозным, и ее осколки поразили лайнер (отсюда – и следы отверстий в фюзеляже, которые видны на имеющихся фото и видео) и вывели из строя элементы управления.

В аналогичном ключе описал трагедию и азербайджанский t-канал Caliber.Az: самолет был подвержен атаке на подлете в город Грозный в результате работы системы российских ПВО «Панцирь-С».

Более того, в результате использования систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) российской стороной была полностью парализована система связи азербайджанского борта. Именно в связи с этим обстоятельством самолет исчез с радаров в российском авиационном пространстве, и сигнал был восстановлен только в районе акватории Каспийского моря.

«Как известно, аэропорт города Грозный не дал добро на посадку самолета. Более того, нашему борту также не были даны разрешения на посадку в аэропортах в Махачкале и Минеральных Водах. Дезориентированный экипаж борта был перенаправлен в казахстанский город Актау. Можно предположить, что данная рекомендация была дана с одной целью: чтобы самолет упал в Каспийское море, все свидетели бы погибли, а самолет затонул. Однако это, отметим, наше предположение», — пишет издание.

Телеграм-канал «ВЧК-ОГПУ» опубликовал расшифровку переговоров экипажа разбившегося самолета с диспетчером в Грозном. Из диалогов следует, что борт уже ждали в аэропорту, но как только самолёт снижался,  происходили неполадки. В 07.53 и 07.55 системы отключались почти полностью, экипаж сообщал, что не может использовать зональную навигацию (метод самолетовождения), и никакие другие возможности.

 

Получается, что самолёт в аэропорту Грозного никто не разворачивал, и погодные условия тут не при чем. Борт пытались посадить с 07.36 (первая связь с диспетчером Грозного). В процессе часто пропадала связь, и экипаж пытался заходить на посадку почти вслепую, уточняя данные вплоть до высоты, на которой летит самолёт.

 

Последняя попытка зайти на посадку прошла почти в полном безмолвии. С 08.10 по 08.11.50 в эфире молчали все, но вместо приземления на полосу номер 26, экипаж сообщил: «Следуем на Баку». В 08.12 экипаж вновь сообщает о потере сигнала на обоих датчиках GPS и просит координировать полёт диспетчера, что он и делает следующие несколько минут.

 

В 08.16 экипаж сообщает тревожную информацию: «У нас отказало управление, удар птиц в кабине. Удар птиц в кабине (неразборчиво)». КВС несколько раз повторяет одно и то же, при этом называя птиц во множественном числе. Как раз в это время рядом с судном произошел взрыв, и удары поражающими элементами экипаж мог принять за столкновение со стаей птиц.

 

Полную расшифровку разговора экипажа с диспетчером читайте по этой ссылке.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать сообщения о том, что самолет мог попасть под обстрел:

«Любой авиационный инцидент должен быть расследован специализированными авиационными властями. И до выводов следствия выстаивать какие-то гипотезы было бы неверно. И мы, конечно же, этого делать не можем, и никто не должен этого делать — нужно дождаться окончания этого следствия».

Позицию Казахстана, на долю которого и выпало расследование авиакатастрофы, озвучил вице-премьер Канат Бозумбаев:

«Создана правительственная комиссия. Когда нам дадут заключение, что самолет столкнулся с птицей, либо произошел внутри взрыв, когда сделают вывод, следствие может довести… Мы находимся на контакте постоянно с коллегами из Азербайджана. Никто никаких версий нам еще не сказал, официально мы никакой версии ни от России, ни от Азербайджана не получали. Поэтому опровергнуть какую-либо версию невозможно».

В МВД РК сообщили, что «начато досудебное расследование по части 3 статьи 344 УК РК (Нарушение правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц)».

«Это все спекуляции»

Стоит отметить, что некоторые официальные лица Казахстана довольно ревностно восприняли именно версию о том, что самолет, упавший в Актау, был подбит российскими ПВО (и действительно, лучше уж птицы, что с них взять).

В частности, такого мнения придерживается спикер сената Маулен Ашимбаев.

«Это спекуляции и необоснованные заявления. И разгонять такого рода заявления — это неправильно, это неэтично, и это показатель того, что те или иные люди хотят в этой ситуации заработать для себя те или иные дивиденды», — заявил он в кулуарах сената 26 декабря.

В чем состоят «дивиденды», сенатор не уточнил. 

Вторит ему и его коллега (а в прошлом — заместитель генерального прокурора РК) Андрей Лукин. Он вообще призывает «воздержаться от таких комментариев и выносить на обсуждение какие-то мысли», а верить «только официальным средствам массовой информации и компетентным госорганам, которые уполномочены такую информацию выдавать».

Если мы правильно поняли сенатора, думать — вредно.

Но если с «не думать» есть сомнения, то с «не смотреть» в Казахстане все ясно.

 

Так, 26 декабря в Актау был арестован на 10 суток блогер Азамат Сарсенбаев, который вел фото- и видеозапись с места крушения с помощью дрона. По версии суда,  блогер мешал работе спасателей, а когда его попросили прекратить запись, оказал сопротивление работникам полиции.

Задержание Азамата Сарсенбаева. Фото из соцсетей

Позже адвокат блогера заявил, что с решением суда его доверитель не согласен, так как с полицейскими в районе крушения самолета он не контактировал и, соответственно, сопротивления им не оказывал.

Торг уместен?

Впрочем, такое поведение – все отрицать, а самых ретивых наказать – для представителей политического истеблишмента  является нормой, и ждать от них чего-то иного не приходится, отмечает общественный деятель Санжар Бокаев.  

«Казахстан мог бы быть объективным в расследовании этой катастрофы, потому что никакие интересы Казахстана здесь не затрагиваются, тем более, есть среди погибших и наши граждане. Однако, учитывая наличие большого политического влияния на Казахстан со стороны России, до общественности результаты расследования будут доведены наверняка в весьма подкорректированной форме, и на выходе мы будем иметь, скорее всего, некую согласованную политиками всех трех стран версию произошедшего», — сказал он «Республике».

По его словам, у Азербайджана, конечно, есть интерес в получении полных данных, чтобы уяснить, что это было, для себя. Но в силу политических интересов они не станут выдавать всю правду общественности.

«Власти страны будут вынуждены искать баланс, чтобы, с одной стороны, не будоражить общество игнорированием этого вопроса, а с другой стороны, чтобы не скатиться в конфликт с Россией», —  полагает Бокаев.

Правозащитник Амангельды Шорманбаев, напротив, полагает, что азербайджанской стороне нет смысла скрывать тот факт, что самолет национального авиаперевозчика, которым летели граждане Азербайджана, был сбит российской ракетой. Однако власти Казахстана, по его словам, уже на первоначальном этапе расследования эту версию пытаются «затереть». 

Он делится своими наблюдениями:

  • МВД возбуждает дело по статье о нарушении правил безопасности при эксплуатации транспортного средства, хотя на фото и видео видны следы поражения самолета извне;
  • блогера, который производил фото-видео-съемку, арестовывают на 10 суток;
  • в то же время провластные блогеры в соцсетях повторяют заученные мантры, что не стоит строить догадки, и с аналогичной позицией выступают государственные деятели.

«У меня есть основания полагать, что расследование авиакатастрофы не будет объективным – я прекрасно знаю, как наши правоохранители игнорируют право на жизнь. Вся надежда – на азербайджанскую сторону: утечки из правительства, что самолет был сбит, да еще и на уровне EuroNews, не делаются просто так. Наверняка азербайджанские власти собираются довести расследование этой версии до логического конца.

Ну и родственники погибших, если посчитают, что расследование было необъективным, могут обжаловать его результаты в суде и далее в Комитете ООН по правам человека и в других процедурах ООН по правам человека с связи с нарушением права на жизнь путем непроведения объективного расследования», — заявляет юрист.

Позиция Азербайджана

Надежда Шорманбаева на азербайджанские власти некоторым образом оправдалась. Президент Ильхам Алиев дал 29 декабря интервью AzTV, в котором четко обозначил, что вина за крушение самолета лежит на России.

«…Факты заключаются в том, что азербайджанский гражданский самолет получил повреждение извне на территории России, близ города Грозный, и практически потерял управление. Мы также знаем, что наш самолет был приведен в неуправляемое состояние средствами радиоэлектронной борьбы!» — сказал президент Азербайджана.

В своем интервью он также объяснил, почему Азербайджан выступил против передачи расследования в руки Межгосударственного авиационного комитета:

«…Азербайджан с первого дня выступал за то, чтобы этим делом занималась группа международных экспертов. Российская сторона официально предложила нам, чтобы это дело расследовал Межгосударственный авиационный комитет. Мы категорически отказались от этого. И причина ясна. Потому что не секрет, что эта структура в основном состоит из российских чиновников и во главе этой структуры стоят граждане России. Факторы объективности здесь могли быть обеспечены не полностью. Если бы сразу же после катастрофы мы увидели справедливые и адекватные шаги со стороны России, то, возможно, мы бы не возражали. Но мы видели, что есть очевидные попытки замять этот вопрос».

В итоге, по словам Алиева, была создана рабочая группа, состоящая только из международных экспертов.

«В нее входят представители компании-производителя самолета — Embraer, представители профильных учреждений Бразилии, представители Азербайджана, Казахстана и России, в том числе Межгосударственного авиационного комитета. Но не на ведущих ролях, просто как члены рабочей группы».

Он перечислил вопросы, на которые должны дать ответ «черные ящики»:

  • Почему самолет не смог приземлиться в городе Грозный?
  • В какой степени средства радиоэлектронной борьбы повлияли на управление самолетом?
  • Насколько действенны были последствия удара в воздухе и взрыва рядом с самолетом?  
  • Когда точно был открыт огонь с земли по самолету?
  • Почему самолет не попытался приземлиться в ближайших аэропортах? «Ближайшими были аэропорты Минвод и Махачкалы».
  • Был ли самолет отправлен в Актау или это был объективный выбор?

Что дальше?

30 декабря Министерство транспорта РК сообщило: «Принято решение о направлении бортовых самописцев («черных ящиков») в Центр расследования и предотвращения авиационных происшествий Бразилии (CENIPA), которая также является страной-производителем воздушного судна Embraer».

Также было заявлено, что участие в расшифровке примут специалисты из Азербайджана, Казахстана и России. 

Предварительные данные о расследовании крушения самолета AZAL будут представлены в течение 30 дней, рассказал вице-министр транспорта РК Талгат Ластаев в интервью Казинформ. По его словам, расшифровка двух «черных ящиков»  даст картину происходившего во время полета, так как бортовые самописцы записывают все голосовые сообщения и аудиопереговоры между членами экипажа и технические параметры воздушного судна.

Получается, что предварительный отчет расследования правительственная комиссия может выдать уже через 30 дней, но что касается окончательного, то он может появиться и через год. Так что у сторон есть для достаточно времени для согласования версии, которую в итоге преподнесут общественности.  

УЗНАЙТЕ БОЛЬШЕ о крушении самолета AZAL:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS.  

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!

 _

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8 777 681 6594  или карты 4400 4302 1819 1887.  И другие способы на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.