На днях правительство Казахстана официально заявило, что материнский капитал в стране вводить не будут. Мол, с рождаемостью в стране все замечательно и подгонять ее с помощью дополнительных социальных пособий не надо. Увы, но впечатление такое, что реальная причина нежелания поддерживать семьи с детьми совсем в другом. Люди этому государству при существующей экономической модели не нужны в принципе. Дополнительное население — это обуза для бюджета. 

Депутаты одной из парламентских фракций несколько месяцев назад обратились к правительству с просьбой рассмотреть целесообразность введения в Казахстане материнского капитала. Правительство тщательно и серьезно все обдумало и устами вице-премьера Ералы Тугжанова на прошлой неделе ответило сердобольным мажилисменам. Так, мол, итак, уважаемые, российский опыт мы перенимать не будем. Нам это ни к чему.

«Материнский капитал является временной мерой по стимулированию рождаемости и преодолению такого явления, как «естественное убывание».

На момент внедрения суммарный коэффициент рождаемости в Российской Федерации составлял 1,4 (одна женщина в фертильном возрасте за всю жизнь может родить не более одного ребенка).

Так, за время реализации данной программы (за 13 лет) суммарный коэффициент рождаемости повысился на 0,1 пункта, или достиг 1,5, что показывает его неэффективность», — объяснил позицию правительства вице-премьер Ералы Тугжанов.

Также вице-премьер отметил, что суммарный коэффициент рождаемости в Казахстане в 2020 году составил 3,13, тогда как для самовоспроизводства вполне достаточно 2,1. Так  что нам стимулировать рождаемость не надо.

Что же касается поддержки молодых семей, то нынешних социальных выплат, по мнению г-на Тугжанова, более чем достаточно. Цитата:

«Действующая в Казахстане система поддержки материнства и детства гарантирует своевременность и периодичность выплаты пособий в течение всей продолжительности покрываемого риска и предусматривает разные ситуации.

Она включает в себя социальную выплату по беременности и родам, пособие на рождение ребенка (на рождение первого, второго, третьего ребенка — 110 846 тенге, на четвертого и более ребенка — 183 771 тенге), по уходу за ребенком по достижении им одного года (от 16 802 до 25 962 тенге), для родителей, занятых уходом за ребенком-инвалидом (48 023 тенге), которые выплачиваются без учета дохода семьи».

Вице-премьер подчеркнул, что с 2020 года назначается и выплачивается ежемесячное пособие семьям, имеющим четырех и более детей в размере 4 МРП (11668 тенге) на каждого ребенка.

А еще, как заявил чиновник, малообеспеченным семьям с детьми предоставляют гарантированный социальный пакет, включающий в себя бесплатный обед в школе, канцелярские принадлежности, продуктовые наборы, мыломойку и льготный проезд в общественном транспорте.

Такое вот человеколюбие, не знающее границ.

И да, еще Тугжанов напомнил депутатам, что в Казахстане малообеспеченные семьи получают адресную социальную помощь. Так что деньги из бюджета льются на головы казахстанцев щедрыми потоками.

Еще раз для тех, кто не понял. Никаких дополнительных социальных выплат семьям с детьми в Казахстане, по мнению правительства, не требуется. Потому что рожают и без того хорошо, даже замечательно, и все многодетные семьи сыты, обуты, имеют крышу над головой и социально полностью защищены. Буквально. Чего ж вам еще?

Ответ вице-премьера мажлисменам — это такой привет из параллельной вселенной. Правительственный чиновник на полном серьезе уверяет, что соцпособие в 4 МРП облегчает жизнь казахстанским семьям с детьми. При том, что значительная часть населения живет на нищенские зарплаты и прозябает в трущобах, так как не в состоянии купить себе жилье.

В стране почти миллион получателей адресной социальной помощи (АСП). И это только вершина айсберга. Это официально признанные бедняки, чьи доходы не дотягивают до 70% от прожиточного минимума. И надо понимать, что миллионы казахстанцев от скатывания в статистическую нищету удерживает мизерная разница в доходах в несколько тысяч, а то и несколько сотен тенге.

А еще в стране почти три миллиона человек нуждаются в срочном улучшении своих жилищных условий. И более полумиллиона жителей стоят в очереди на социальное жилье. И больней всего жилищная проблема бьет именно по молодым семьям. Существующие ипотечные программы, включая «льготные», им просто не по карману – получаемые ими доходы не позволяют взять кредиты.

В данном случае материнский капитал это не только стимулирующая рождаемость мера, но и, что намного важнее в нашем случае, это инструмент для улучшения условий жизни семей с детьми.

Будь в Казахстане свой маткапитал, он бы сократил нищету, повысил шансы людей на получение нормального жилья или оплату высшего образования для детей. В любом случае это серьезная социальная инвестиция. А ежемесячные выплаты в 11668 тенге на одного ребенка – это ни о чем.

Для государства, которое потратило 3 млрд долларов на бессмысленную выставку ЭКСПО и продолжает тратить колоссальные средства на пшик, показуху и модернизацию сознания, подобные выплаты в 4 МРП — не социальная помощь, а нищенская подачка. 

Насчет рождаемости. Обратите внимание на то, что вице-премьер свел саму идею выплаты материнского капитала именно к ней. Как будто никаких иных задач подобная соцвыплата не решает. Да, рождаемость в стране всегда оставалась высокой. Но все равно для такой огромной территории 18 миллионов жителей — крайне мало, чтобы социально и экономически ее обустроить. Даже 25 миллионов недостаточно.

Вице-премьер с точки зрения государственной бухгалтерии формально прав. Раз с рождаемостью все хорошо, то стимулировать и тратит на нее государственные деньги не целесообразно. Однако в контексте беспросветной нищеты и социальной депрессии, акцент в сказанном существенно смещается.

Маткапитал правительство не желает вводить не потому, что демографическая ситуация стабильна, а потому, что дополнительное население государству не нужно. Вообще. Выстроенная в Казахстане модель экономики, ориентированная на вывоз природных ресурсов зарубеж, способна прокормить ограниченное количество населения.

В США в некоторых штатах в семье с пятью детьми мать уже может выходить на пенсию хоть в 30 лет. И это при том, что демографических проблем в США нет (прибыль населения за счет только внешней миграции колоссальная). Но там понимают, что чем больше детей, тем больше через двадцать лет будет работающих граждан, платящих налоги и занимающихся бизнесом. За счет которых будут выплачиваться пенсии и социальные пособия.

Это разные модели экономики. У нас она экстенсивная, неэффективная и способная прокормить лишь олигархов и обслуживающий персонал. У них экономика интенсивная, а значит более гибкая и обеспечивает массовое потребление и массовую занятость.

Разные экономики – разные возможности.   

В Казахстане все, кто не встроен в сырьевую экономику или обслуживающую ее систему (государственный и силовой аппарат, банки, энергетика, транспорт), – обуза. Чем больше население, тем больше лишних ртов. Для правительства это головная боль, потому что лишних людей надо кормить, им надо строить школы, детсады, больницы, обеспечивать их работой и так далее.

Посмотрите на государственные стратегии территориального развития. Власть изначально делает ставку на развитие трех агломераций: Нур-Султан, Алматы и Шымкент. Вся остальная страна с гигантскими территориями на Востоке, Западе и Севере остается за скобками, и ее даже не собираются социально и экономически обустраивать — ее предлагают обслуживать вахтовым методом. Так проще и дешевле.

И да, маткапитал не нужен еще и потому, что это один из видов адресной помощи, имеющей конкретного получателя. А она неудобна для чиновников. Им нужны многословные и абстрактные социальные программы, где можно хорошо попилить бюджет, где есть тендера, подрядчики, контракты, техусловия и все прочие приятные составляющие.

И еще. Несерьезность и фальшивость заявлений казахстанских министров о социальной направленности бюджета и заботе о простых людях хорошо видны по реализации программы АСП. Напомню, в 2020 году был почти миллион получателей АСП, а если точнее – 936 тысяч. Средний размер ежемесячной выплаты для них составил 6602 тенге. То есть опять же – ни о чем.

Шума и бахвальства вокруг программы АСП больше, чем самой помощи. По сути АСП это тоже нищенская копеечная выплата, позволяющая дотянуть бедных граждан до официального прожиточного минимума. Она не решает проблему бедности и нищеты, она ее просто камуфлирует.

На выплату АСП республиканский бюджет в прошлом году потратил  74 млрд тенге. Для сравнения: на строительство Туркестана, который власти объявили духовной столицей страны, бюджет в прошлом году выделил трансфертов на 379 млрд тенге (бордюры, фонтаны, мавзолеи и прочее).

И после этого правительство имеет наглость утверждать, что получатели социальной помощи – иждивенцы, висящие камнем на шее у государства.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.