На днях российские медиа-ресурсы сообщили, что правительство этой страны подготовило законопроект, принятие которого существенно упростит процедуру получения российского паспорта гражданами четырех постсоветских государств : Украины, Беларуси, Молдавии и в том числе Казахстана.
Подробнее об этом в публикации РБК.
Из текста следует, что уже в этом году граждане Казахстана, пожелавшие переехать на постоянное место жительства в соседнюю страну, смогут получать российское гражданство в более чем в упрощенном порядке.
Во-первых, подавать заявления практически сразу после приезда.
Во-вторых, не тратить время и усилия на предварительный отказ от казахстанского гражданства.
В-третьих, им уже не нужно будет подтверждать свои материальные возможности.
Иными словами, будут сняты практически все основные препоны, так или иначе препятствующие сегодня выезду в Россию.
Конечно, как всегда это бывает в наших странах, и в этом случае не обойдется без проблем, особенно на низовом уровне. Но с высокой степенью вероятности можно предположить, что начиная 2021 года миграционный переток в Россию из четырех постсоветских государств увеличится, причем из Казахстана в первую очередь. И не столько из-за межнациональных проблем или языкового фактора, сколько по причинам экономического характера, а также озабоченности людей будущим своих детей.
Причины, по которым российские власти идут на столь серьезные, мы бы даже сказали, революционные изменения в законодательстве, лежат на поверхности – миграционные потери России в результате массового отъезда россиян в другие государства и обезлюживания отдаленных районов, причем уже не только на востоке страны. В этих условиях Кремль вполне разумно решил компенсировать свои людские потери путем завоза граждан четырех наиболее близких к России по менталитету и качеству населения государств.
Нет смысла гадать, во сколько раз вырастет эмиграция казахстанцев в Россию, тем более что снятие барьеров на общегосударственном уровне наверняка будет сопровождаться массой всевозможных мер стимулирующего характера на уровне субъектов федерации и даже бизнеса. Главное здесь состоит в ином: Казахстан в принципе бессилен как-то противостоять утечке своих граждан в соседнюю страну, причем не только русских и русскоязычных, но и казахов и казахскоязычных. Тем более что для многих будущих эмигрантов переезд через границу будет делом совсем несложным – собрал вещи и уже через несколько часов дороги оказался на новом месте.
Можно с уверенность сказать, что Акорда вместе с Библиотекой при всем ущербе, который будет наносить стране растущая миграция граждан в Россию, не станут возражать против действий российских властей, тем более публично. Более того, по нашей оценке, определенные круги в казахстанской элите будут довольны, тем, что люди, способные стать поводом для вмешательства России во внутренние дела республики, как это уже случилось в Молдавии и Украине, будут массово покидать Казахстан. К тому же, это позволит снижать давление на внутреннем рынке труда, где реальная безработица зашкаливает.
Таким образом, вероятность того, что Казахстан к 2050 году превратится в классическое центрально-азиатское государство, в котором коренное население будет составлять порядка 90% от общей численности населения, а государственный язык станет основным, возрастет. С одной стороны, это, конечно, позволит решать множество проблем, которые сегодня мучают казахское общество, в том числе в национальном и языковом вопросах. Но с другой – еще неизвестно, как подобная консолидация страны отразится на ее конкурентоспособности в современном сверхконкурентном мире.