Супруга молодого политика, Инга Иманбай опубликовала на своей странице в Facebook письмо Жанболата Мамая, который находится в СИЗО уже больше четырех месяцев. Ниже приводим текст этого письма полностью (без правки).
«Дорогие друзья!
Не имея возможности физического участия в слушаниях по Кантарской бойни, довожу до вас свои мысли этим письмом.
Кантарское горе – это кровавое событие, которое случается редко не только в истории Казахстана, но и в мировой истории. Еще тяжелее становиться от того, что те палачи, потопившие народ в крови и убившие ничем не повинных детей, не только не были привлечены к ответственности, но и сегодня сидят на высоком посту. Даже руководство СССР в 1986 году не пошло на такое истребление народа. По неофициальным сведениям, в дни Желтоксановского восстания в Алматы погибли 186 человек. А в дни Кантара в 2022 году, только по официальным сведениям, убито 238 человек. Сотни подверглись пыткам. Сколько людей, по надуманным обвинениям, сидят за решеткой.
Теперь попробуйте сравнить алматинские события с восстанием белорусов в 2020 году. Сегодня Лукашенко один из лидеров, к которому применены самые жесткие санкции. С ним не здоровается за руку ни один лидер Западного мира. Он закрыл в тюрьму некоторых своих оппонентов, а некоторые противники его режима были убиты, несогласные подверглись избиениям.
Но тут надо обратить внимание на очень важную деталь: Лукашенко не стрелял на весь народ. Там на площадях люди не погибали. По этим примерам можете оценить, какую кровавую бойню устроили власти в январе.
Но, не смотря на все это, мы должны достойно оценить важность кантарских событии в казахской истории. История казахов, за последние три века, не должна стать историей поражения и жертвоприношения. Кантарские события – важное достижение революционных процессов. Я ниже поясню, почему так думаю. А сейчас хочу сказать, что 4 января мы должны закрепить не только как день памяти жертв этих кровавых событии, но и днем Национальной революции. Революция – это не силовой переворот власти и кровавая бойня. Это, в первую очередь, изменения в головах. 4 января победила Революция Сознания.
Во-первых, пали назарбаевы, которые прилипли к власти в течения 30 лет, и беспощадно грабили страну. Ушла в небытие личная власть одного человека. Если не случилось бы кантарские события, то Назарбаев до сих пор оставался бы «солнцеликим вождем», и его бесчисленное семейство продолжали бы править.
Во-вторых, того иго, которое существовало до кантара, теперь не будет. Народ теперь терпеть не намерен.
Если власть думает, что сохранили свои места, и дальше не стоит чего-то бояться, то сильно ошибаются. Потому что, кантар всего лишь один из рубежей революционного процесса.
Вспомните революционные изменения в России в ХХ веке. Этот процесс берет свое начало с движения декабристов в ХІХ веке. Их подверги гонениям, отправили в ссылку, душили. В конце концов случилось «кровавое воскресенье» в 1905 году. И что пришлось сделать царю Николаю, потопивший народ в крови? Чтобы успокоить народ ему пришлось идти на уступки – создал Государственную думу, дал ход незначительным реформам. Но это не стало началом коренного изменения жизни народа.
Если говорить на современном языке, то российский царь вместо политических реформ применял политические технологий, в надежде всех обмануть. Да, в начале некоторые изменения показались приемлемыми для общество. Возбуждая национализм, религиозность царь Николай смог поднять свой авторитет на некоторое время. Но он не смог остановить революционные движения, начавшиеся в стране. Надо признать, что основной причиной Февральской революции в 1917 года была Первая Мировая война. Но если бы не было той войны, то нашлись бы и другие причины для народного волнения.
Вспомним, с чего началась революция в 1917 году в Петербурге? С нехватки хлеба. Но хлеба в России было достаточно. Проблему создали нерадивые чиновники. Царь так и не смог задушить народное волнение, и ему пришлось отречься от престола. Главой единственного легитимного института власти в стране стал Керенский. Но по истории хорошо знаем, что его правление было не долгим. Захватившие власть большевики тоже не задержались долго. Потому что Российская империя не состояла из одного только русского государства. Этносы, стремящееся к созданию своего национального государства, все таки в 90-е годы добились независимости.
Кантарское горе — это одно из явлений революционного процесса в нашей новейшей истории. Если власть Токаева владела бы глубокими знаниями по истории, понимала бы всеобщую психологию и внутреннюю политику, то она немедленно должна совершить глубинные изменения. Потому что эта власть является той группой, которая стоит на революционно переходном этапе. Если судить по тем действиям, которые она совершает, власть применяет политтехнологи вместо политических реформ.
Мы все хорошо знаем тех идеологов толпящееся вокруг Токаева. Политолог, приближенный когда-то старшей дочери Назарбаева, идеолог ее партии «Асар» придумал «Новый Казахстан», и хочет одурачить народ. Эти люди думают, что смогут обмануть 19 миллионный народ, и вести в заблуждение ход исторического процесса. Наверное, надеются, что благодаря аппаратным интригам могут управлять миллионами казахов. Они мечтают и стараются разграбить страну и разбогатеть в это безвременье.
Но это ошибочное понятие, которое неизменно приведет к катастрофе.
Если в стране не происходят никакие изменения, жизнь народа не улучшается, белую собаку заменяет синяя собака, то кто будет такое терпеть? Риторический вопрос. Это означает, что революционный процесс не остановится.
К чему этот процесс приведет, и какие изменения привнесет, пока не известно. Потому что, революции сродни с землетрясением. Никто не знает, когда оно случится. Где и как начнется, тоже никому неведомо. Есть только один способ предотвратить ее. Надо понять, что нужно народу, и что является движущей силой революционного процесса.
Во-первых, все изменения должны начаться с политических реформ. Независимые средства информации, сильные политические партии, профессиональный парламент, отобранный на честных выборах. Без этого ничего невозможно изменить. Пытаться поднять экономику, развивать бизнес, бороться с коррупцией без проведения политических реформ – это считать народ простаками или самим быть полными идиотами.
Новые идеи, новые волны появятся, если будут проведены политические реформы. При политической конкуренции нынешняя власть, безусловно, проиграет. И по этой же причине, Акорда не желает проводить политические реформы, и тянет время имитирую политические перемены.
У Токаева есть две пути: или он начнет проводить политические реформы, и по своей воле откажется от власти, или останется в истории как жестокий диктатор, нелюбимый народом. В таком случае те политтехнологи, которые сейчас с ним, отвернутся от него первыми, и начнут искать нового хозяина. И, по этому, не стоить ему совершать историческую ошибку, доверяя их политическим играм.
Во-вторых, обществу нужна справедливость. Что это такое? Справедливые суд, прокуратура, силовые структуры, которые будут зачищать безопасность народа. Если полиция будет пытать людей, а прокуратура закроет глаза на эти беззаконие, а суды будут выносить несправедливые вердикты, то не будет у общества веры в государственные органы.
В-третьих, нужна социальная реформа. Это нонсенс, что народ Казахстана, занимающееся 11- место среди всех стран мира, по своим ископаемым богатствам, живет в нищете. Не замечать 2,5 млн человек, живущей на грани нищеты, и не решать их проблемы невозможно. И одним из верных путей решения этой проблемы является возврат украденных и вывезенных из страны богатств Назарбаевыми.
В-четвертых, власть Токаева должна признать историческую и политическую важность Кантара. Власть обязана принести соболезнование семьям погибших, и просить прошение. Всем, кто не был причастным к гибели людей, должны объявить амнистию, и выпустить из тюрем. Кроме этого, должны объявить амнистию всем политическим эмигрантам за рубежом, и способствовать их возвращению на Родину. Это и есть главные требования Кантарской революции сознания. Власти могут делать вид, что не замечают это, и не понимают. Этим и занимаются сегодня. Но, такое положение не может продолжаться вечно.
Думаю, что сейчас наступило время одуматься и оппозиционным силам. Я здесь не имею в виду тех «оппозиционеров», которые кормятся с рук власти. Я говорю о тех гражданах, любящие свой народ, и которые радеют за национальные интересы и не спрятались в дни Кантара. Их в народе знают. Например, кто из здесь присутствующих были в 4 января на площади с народом? Вот эти люди должны объединяться и действовать сообща. Вперед мы должны быть готовыми, чтобы не допускать провокаторов от назарбаевых, и народ поверив, не пошел за ними. И в будущем должны признавать как антинародные элементы те группы, которые очерняют патриотов отечества.
Сегодня прибавилось групп, которые хотят создавать свою партию. Пусть создают. И как можем определить, кто из них за национальные интересы? Главный знак – их лепта в борьбу за истину Кантара. И еще, мы не должны забывать о борьбе освобождения тех граждан, которые попали в тюрьму после кантарских дней. Только в Алматы количество загнанных в застенки по надуманным обвинениями зашкаливает. Что будет с ними? Думаю, что настанет время, когда мы их признаем как героев Кантара.
Но мы не должны сидеть, сложа руки и ждать, когда наступить это время. Мы уже сейчас должны признать их героями. По этой причине хочу предложить такое начинание: все независимые общественные организации, правозащитники, журналисты и политические партии сообща должны утвердить специальное звание «Қаңтар қаһарманы». И это должно быть не просто званием, но и надо бы сопроводить, по возможности, с денежным подарком.
Я сам лично на первое такое звание предложил бы Берика Абишева, который в дни Кантара на задымленной площади поднял наш флаг. Мы и сейчас должны уважать и признавать своих батыров.
Здесь хочу остановиться на еще одной проблеме. У каждого события, кроме героев, есть и предатели. Тех людей, которые очерняли молодежь в дни Желтоксана 1986 года, мы до сих пор, не разоблачали и не подвергли к люстрации. Люди как Назарбаев и Мами восседали на высоких постах во власти. Против молодежи выступали и некоторые из интеллигенции. И сейчас было немало предателей. Среди них есть и адвокаты, и депутаты, и писатели. Надо опубликовать их имена.
А во главе этого списка должен стоять депутатишка Айдос Сарым, который говорил, что «общественных деятелей надо вытащить из нор, и судить». А дальше продолжить этот список будет не сложно. Мы обязательно разоблачим других его соратников. Мы в тюрьме новости страны узнаем из телевизора. Там про властные, если быть точнее, «про каринские» политологи хвалят проводимые «реформы». Но что все это ложь, я знаю, даже не выходя из камеры.
Надо понять одно: нельзя проводить реформы со скоростью черепахи. Реформы должны проводиться быстро и динамично, в противном случае, это не реформы. Тому пример реформы Саакашвили в Грузии. Когда говорят, что реформируют одну отрасль, а остальное потом – врут. Поэтому надо требовать от властей быстрых изменения. В первую очередь, свободу – без нее не произойдут ни каких перемен. Возьмите, к примеру, Корею, разделенную на две части. Одна – демократическая, свободная, благодаря этому и развитая страна. Вторая – тоталитарная, под диктатурой, и естественно отсталая, и бедная.
Слова проназарбаевских групп о том, что «казахи не понимают демократию, для нас она чужая» – сплошная ложь. Перед нами два пути. Один – демократия, развитие, возможность стать мощным государством. А второй – авторитаризм, бедность, отсталость. Думаю, что пришло время выбирать.
По понятным причинам я не могу присутствовать среди вас. Несмотря на это, мои мысли, мой дух с вами.
Если время вспять вернуло бы 4 января, то я так же призывал бы на митинг как в тот день. Я не жалею, что был одним из тех инициаторов, которые отправили власть Назарбаева в задворки истории. Я допускаю, что будущие несколько лет могу провести в тюрьме. Но я готов к этому.
Моя жизнь не лучше и не хуже тех моих собратьев, которые были застрелены в дни Кантара, и тех, что были подвергнуты к пыткам. В моем сердце есть вера в Бога. Очень верю в светлое, свободное будущее казахов. Я уверен, что, в конце концов, мы победим. Есть поддержка общественности и международных организации, которые мне дают силу.
В предстоящем суде не буду преклоняться, и не стану признавать себя в чем-то виновным. Про тех, кто стоит за возбуждением уголовного дело против меня, и о их преступлениях буду говорить открыто. И Вас всех приглашаю в этот суд. Узнаете, кто есть кто.
Спасибо за внимание!
До встречи в хорошие дни!
Жанболат Мамай из Алматинского СИЗО».
НАПОМНИМ, ЧТО лидер инициативной группы по созданию Демократической партии Казахстана Жанболат Мамай был задержан 26 февраля за проведение несанкционированного митинга 13 февраля. Тогда ему дали 15 суток административного ареста. Его должны были освободить 12 марта, однако этого не произошло. Выяснилось, что Мамай был признан подозреваемым уже по уголовному делу – за якобы оскорбление представителя власти и распространение заведомо ложной информации о ситуации с кредитами. По одному из обвинений потерпевшими проходят сотрудники полиции Алматы.
А в начале июня Мамаю предъявили новые два обвинения, связанные уже с январскими событиями. Теперь ему грозит срок до 10 лет лишения свободы.
В защиту Жанболата Мамая выступили общественники, казахстанские и международные правозащитники и организации, в том числе Amnesty International, Human Rights Watch, а также миссия США в Казахстане.
ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!
За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только начитателей.
Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!
Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594или на номер карты 4400 4302 1819 1887.
И есть еще несколько способов – они на этой странице.