Минюст Казахстана недавно сообщил, что в этом году они зарегистрировали только одну политическую партию, а двум другим отказали. Новость об этом появилась пять дней назад, 16 мая, а три дня спустя в госведомстве, как я понял, решили продолжить издевательство и заявили, что «большинство казахстанцев не верят в нормотворческий процесс и не политизированы».

Прямо сейчас в колонии общего режима отбывает семилетний срок Марат Жыланбаев – известный во всем мире марафонец, который верил в нормотворческий процесс, был политизирован и вместе с соратниками 20 с лишним раз (я уже сбился со счета) подавал документы в тот самый Минюст РК на регистрацию партии «Алга, Казахстан!».

Трудно быть политизированным и верить в нормотворческий процесс, когда одного из тех, кто в него хотя бы формально уверовал, упекли на зону, а его партии отказали в регистрации 20 с чем-то раз.

И ведь упекли не абы кого, а хорошо известного в стране и относительно известного в мире человека. «А что тогда сделают со мной?» — подумает казах попроще, не пробегавший пустынь и не выступавший на TEDx.

А потом он, казах попроще Жыланбаева, обратит внимание на другой факт – Жыланбаев не просто сидит, а сидит, как ни прискорбно это признавать, почти забытый. Забытый в том числе теми, кого он вдохновлял. Иногда какой-нибудь правозащитник или либеральный активист напомнит о Жыланбаеве сентиментальным постом, но это у людей работа такая. Автор этих строк тоже сейчас работает, весьма искренне возмущается, конечно, но все же это именно работа: кого-то посадили по политическим мотивам – и журналист недоволен…

Но, скажите мне,  пожалуйста, где было — не то чтобы на митингах и пикетах, а где-то еще  — хотя бы какое-нибудь упоминание о политзэке-марафонце, например, на алматинском марафоне? Может, Минюст, говоря о слабой политизированности казахстанцев, отчасти прав?

Но ладно – марафонцы. Тут в конечном счёте никто никому ничего не должен. Беда в том, что у нас с опытными, казалось бы, политиками не все хорошо.

Поделюсь воспоминанием.

В мае 2022 года я пришёл в одну из гостиниц в центре Алматы, чтобы писать о пресс-конференции Булата Абилова, который тогда намеревался создать партию. Планы у него были весьма амбициозные. Журналистам раздали буклеты с программой партии. Там были неплохие (но и очевидные, и банальные) идеи, однако в глаза сразу бросились нелепости. 

Например, Абилов хотел (или делал вид, что хочет – тут уж решайте сами) переименовать страну из Казахстана в «Казакию», что, как я понял, было данью моде на деколониальный нарратив. И это, конечно, хорошо, ничего против этого нарратива сейчас не говорю, вот только окончание «ия» – тоже не тюркское, как и «стан». И пафос идеи переименовать страну в «более казахское» название «Казакия» оборачивается идиотизмом.

Булат Абилов справа с папкой в руках.

Эта инициатива вместе с парой-тройкой других блестящих идей (еще требовали переименовать столицу в «Алаш-Орду») навела меня на мысль, что партия Булата Абилова скоро сдуется. Так и произошло – ровно через год, в мае 2023, он сообщил, что партии не будет.

Получается, что у нас даже те, кто политизирован и имеет опыт создания оппозиционных движений и коалиций, не способны навязать авторитаризму (или суперпрезидентской форме правления – как вам больше нравится) не то что борьбу, а хотя бы серьезный разговор.

Конечно, партия Абилова не получила регистрацию от министерства юистиции, и винить вроде как надо в первую очередь власть, но, с другой стороны, неплохо бы задать себе вопрос: а почему режим, не видя серьезных конкурентов (когда вам начинают городить про переименование страны, как это сделал Абилов – это финиш), должен идти на уступки?

Власть испугалась во время Кантара, но с тех пор не увидела никакого серьёзного сопротивления, а значит, люди в Акорде будут и дальше делать то, что выгодно им. Тем более когда им «противостоят» те, кто не может сделать содержательную программу партии, а вместо этого говорят очевидные нелепости.

По законам жанра я должен оставить читателю какую-то надежду, указать на лучик света в темном царстве. Обычно в такие моменты начинают надеяться на будущее, вспоминать молодёжь, которая всегда лучше нас и скоро всех спасёт. И я действительно вижу, что нынешние двадцатилетние во многом лучше нас — тех, кому за тридцать и выше. Но многие из них склонны к довольно деспотическому мышлению и крайне нетерпимы к альтернативной точке зрения.

Еще потенциальных спасателей от авторитаризма видят в либералах-западниках, молодых леваках и борцах за права женщин. Подчеркну, что ничего не имею против либералов, молодых леваков, тем более прав женщин. Речь о другом – тема прав человека иногда может быть своего рода троянским конём, в котором укрытие найдут люди с сомнительными намерениями (или просто дураки).

Вот вам еще одна история-иллюстрация.

В начале мая комик Нурасхан на сцене алматинского стендап-клуба сказал:

«Можно дальше воровать деньги и всем уезжать в Дубай. И потом заказывать блогеров типа Мадлен к себе в Дубай и там спать с ними дальше и смотреть на то, как тонет целый север Казахстана. Здесь нужна шутка в конце, но я ее не придумал».

Нурасхан Баскожаев и блогер Мадлен. Фото . Фото festival.goviral.kz и с личной страницы Мадлен в Instagram 

После этого блогер Мадлен (Мадинахон Мамадалиева) заявила, что «будет разбираться» и напишет заявление «за порчу репутации». Она считает, что комик «дешевый неудачник», который задевает ее имя и авторитет.

В сторис у Мадлен призывали наказать комика и «закрыть шарашкину контору», а одна из ее знакомых написала: «За Мадину есть кому встать, поверьте, но я рада, что эта ситуация будет решаться в рамках закона», добавив, сославшись на неких юристов, что «за оскорбления со сцены можно отхватить два года».

Комик Нурасхан написал пост с извинениями, но блогер Мадлен заявила, что искренних извинений она не увидела и будет решать вопрос в правовом порядке. Ее поддержали и довольно известные люди, причем довольно кровожадно высказываясь о оскорбившем ее комике.

Например, Айтбек Амангельды, недавно создавший фонд помощи жертвам домашнего насилия (за что честь ему и хвала – и это не ирония), в сторис в Instagram «культурно» призвал комика «качать мозги» или «ловить срок»:

«Ты кто такой вообще рот открывать? Качай мозги и развивай фильтр между мозгами и языком, ну или лови срок».

Журналисты либеральных медиа по этому поводу в большевистской манере писали, что стендап-клубу «надо определиться с ценностями», а основательница The Village Казахстан, Masa Media и Batyr Jamal Айсана Ашим посетовала, что у «стендап-сообщества нет единой позиции и ценностей» (как где — как в тоталитарном обществе?..)

Власть у нас безусловно деспотична, авторитарна и не хочет, чтобы казахстанцы были свободны… Но только ли власть?..

 

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»!  

_

Можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона  8-777 681 6594 или карты 4400 4302 1819 1887. И другие способы на этой странице

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.