Недавно мы рассказали, как отреагировали казахстанские прокуроры на запрос генпрокуратуры Украины относительно убийства в Киеве журналиста, автора YouTube-канала БАСЕ Айдоса Садыкова.

Напомним, Генеральная прокуратура Украины направила запрос своим казахстанским коллегам, чтобы наши правоохранители допросили подозреваемых в убийстве — Мейрама Каратаева и Алтая Жаканбаева. Однако в ответ получила вежливый отказ: «ввиду неполноты предъявленных материалов дела, подтверждающих виновность названных лиц (…), исполнить запрос не представляется возможным».

Хотя украинская сторона, казалось, предоставила исчерпывающий перечень обстоятельств, позволяющих подозревать вышеуказанных казахстанских граждан, в совершении преступления. Вплоть до того, что одного из убийц опознала вдова журналиста Наталья Садыкова, а Алтай Жаканбаев сам явился с повинной в следственные органы Казахстана и даже содержался под охраной на конспиративной квартире, а после был отпущен под подписку о невыезде.

ПОДРОБНЕЕ ОБ ЭТОМ: 
«Одного отпустили, другого не ищут». Казахстан не хочет помогать
Украине по убийству Айдоса Садыкова

Правы ли в данной ситуации казахстанские прокуроры? И чем можно объяснить их нежелание сотрудничаться с украинским следствием?

Об этом мы спросили ведущего эксперта Казахстанского международного бюро по правам человека Евгения Жовтиса.  

«Начнем с того, что Украина в данном случае не должна представлять доказательства виновности, вину определяет суд. Она представляет данные о причастности неких лиц, подозрений, что они причастны к данному преступлению. И дальше идет, соответственно, оценка этих данных.

Есть подозрения, более того, эти подозрения в чем-то подтверждены, судя по тому набору данных, которые были размещены в средствах массовой информации, их достаточно для того, чтобы вызвать обозначенных лиц на допрос. Допрашивать можно даже свидетелей, как известно. Это же не только подозреваемых касается, обвиняемых, подсудимых. Есть свидетели с правом на защиту. Есть просто свидетели. То есть можно допросить любое лицо, потому что есть какие-то данные, позволяющие подозревать, что это лицо тем или иным образом причастно к данному преступлению, либо что-то о нем знает.

То есть здесь не очень понятна логика: «Вы не доказали, что они виновны». Какие доказательства? Вот есть документы, пожалуйста, допросите. Чем эти подозрения не понравились генеральной прокуратуре Казахстана, мне не очень понятно», — сказал Жовтис в комментарии «Республике».

Между тем у правозащитника есть вопросы и к украинской стороне.  

«У меня недостаточно информации. И первый вопрос, конечно: почему нет совместной оперативно-следственной группы? Если она была создана, где информация о ее действиях? Если она не была создана, кто этому препятствовал?» — задается вопросами Жовтис.

По его словам, международная практика, как и договоры о правовой помощи, позволяют создавать так называемые совместные оперативно-следственные группы. в которые входят сотрудники правоохранительных органов обеих стран. И украинские следователи, по его словам, могут приехать в Казахстан и допросить то лицо, которое они подозревают, здесь.

Ответы же по ситуации с затянувшимся расследованием убийства Айдоса Садыкова, по его мнению, надо искать в политической плоскости, потому что убийство оппозиционного журналиста — всегда политика.

«Это в определенной степени связано, пусть даже Россия к этому никакого отношения не имеет, с фоном российско-украинской войны и позицией властей Казахстана. Так сказать, осторожного их взаимодействия с властями Украины, — считает правозащитник. — Украинская же сторона осторожничает, считая, что излишнее педалирование этого дела может как-то повлиять на политические взаимоотношения Казахстана с Украиной. Ведь в рамках украино-российского конфликта Казахстан не является ни врагом Украины, ни союзником».

Впрочем, заметил в завершение Евгений Жовтис, если бы казахстанская сторона действительно была заинтересована в привлечении убийц Айдоса Садыкова к ответственности, то все в их руках: международное право позволяет судить в Казахстане гражданина Казахстана за преступление, совершенное в другой стране – в данном случае в Украине. Проблема в том, заметим уже от себя, что акординские силовики не горят желанием что-либо делать.

НАПОМНИМ, ЧТО  

_

Покушение на Айдоса Садыкова произошло в Киеве 18 июня. Ему выстрелили в голову, когда  они с супругой Натальей Садыковой ехали в машине. Стрелял один человек — и, по мнению Натальи, это был профессиональный убийца. Стрелявший скрылся, и его до сих пор не нашли.

_

Буквально сразу правоохранительные органы Украины установили двоих подозреваемых в совершении этого преступления: это оказались граждане Казахстана Мейрам Каратаев и Алтай Жаканбаев. Они прибыли в Киев 2 июня, арендовали квартиру, следили за Садыковыми. Подозреваемые покинули Украину в день совершения преступления — пересекли границу Украины и Молдовы. Они были объявлены в международный розыск.

_

22 июня Генеральная прокуратура Казахстана  сообщила, что Алтай Жаканбаев добровольно явился в органы внутренних дел. Он был допрошен и задержан. А спикер сената Маулен Ашимбаев позже заявил, что выдавать его Украине Казахстан не намерен, так как не выдает своих граждан другим государствам.

_

После операции Айдос Садыков 13 дней находился в тяжелом состоянии в реанимации. 2 июля он скончался.

_

Айдос Садыков — основатель канала «Басе», который уже много лет как кость в горле у Акорды (и старой, и новой). Наталья Садыкова ведет канал «Басе». До отъезда в Украину работала в «Республике». У обоих статус беженцев в Украине.

_

В Казахстане Айдос Садыков был заметной общественной фигурой. Он возглавлял областной филиал оппозиционной партии «Азат», создавал независимый профсоюз на предприятиях нефтедобывающей «СНПС-Актобемунайгаз», организовывал акции протеста. Подробно о нем здесь.

Материалы нашего расследования убийства Айдоса Садыкова:
Некоторые наши инсайды по убийству Айдоса Садыкова:
БОЛЬШЕ о покушении на Айдоса Садыкова в наших публикациях:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.