«Мне горько, потому что, находясь под арестом, ни я, ни другие журналисты не можем провести полноценное журналистское расследование по новым вопиющим случаям социальной и правовой несправедливости в Азербайджане», — пишет в письме JAMnews известная журналистка Ульвия Али из камеры предварительного заключения, где она находится уже почти месяц.

Ульвия Али арестована в рамках «дела Meydan TV», ее, как и других проходящих по этому делу, обвиняют в контрабанде. Все журналисты категорически отвергают обвинения и заявляют, что они арестованы за честную профессиональную деятельность и критические публикации в адрес властей.

Ульвия напоминает четыре недавние трагедии: загадочную смерть 18-летнего Эльгюна Ибрагимова в Гяндже; жестокое убийство 16-летней девушки в Сабирабаде; найденное в Имишли тело несовершеннолетней и случай с 13-летней девочкой, ставшей матерью.

«Все эти случаи свидетельствуют о системной проблеме. Но в стране больше нет независимых медиа и некому привлечь к этому внимание«, — пишет журналистка.

Ульвия Али (Гулиева) была задержана в ночь на 7 мая с применением силы сотрудниками главного управления полиции Баку в рамках так называемого «дела Meydan TV». В тот же день Хатаинский районный суд присудил ей предварительный арест на 1 месяц и 29 дней.

_

6 декабря 2024 года были задержаны сотрудники Meydan TV Рамин Деко (Джабраилзаде), Айнур Ганбарова (Эльгюнеш), Айсель Умудова, Айтак Ахмедова (Тапдыг), Хаяла Агаева и Натиг Джавадлы. Впоследствии по этому делу были арестованы также журналисты Шамшад Ага, Нурлан Либре и Фатима Мевламлы.

_

Всем предъявлено обвинение по статье 206.3.2 уголовного кодекса: контрабанда, совершенная группой лиц по предварительному сговору. Meydan TV заявляет, что эти аресты связаны с их критической журналистской деятельностью».

Ниже публикуем письмо Ульвии Али:

«Еще даже месяца не прошло с момента моего ареста, но уже получила несколько новостей о систематически продолжающихся проблемах в стране. Трагические известия о 18-летнем Эльгюне, убитом в Гяндже, о 16-летней девушке, убитой и выброшенной в канал в Сабирабаде, а также о 15-летней девочке, чье тело нашли в Имишли, звучат как тревожный сигнал о том, куда катится наше общество.

Мне стало особенно горько, когда я узнала, что люди, требующие прозрачного расследования смерти Эльгюна, подвергаются преследованиям, давлению и запугиванию со стороны полиции.

Мне горько, потому что, находясь под арестом, я не могу провести полноценное журналистское расследование по этим случаям. В последний раз, будучи на свободе, я провела расследование по делу 13-летней девочки из Агджабеди, ставшей «матерью».

Я детально рассказала про этот случай для широкой публики. После того, как вскрылись детали, генеральная прокуратура отправила дело в суд на пересмотр. Конечно, о результатах этого пересмотра общественности так ничего и не сообщили.

Проправительственные сайты используют подобные случаи лишь ради кликов и рейтингов, игнорируют переживания пострадавших и чаще всего распространяют материалы, обвиняющие саму жертву.

Они изо всех сил стараются представить эти трагедии как следствие «моральных проблем» отдельных людей, отвлекая внимание от того, что корень проблемы — в системе.

Именно в такие моменты особенно остро осознается необходимость независимой журналистики. Независимая журналистика существует для того, чтобы вскрывать гнойные раны общества и предлагать пути их заживления.

Мы годами неустанно говорим об этих проблемах, но государство выбирает стратегию игнорирования: «если проблема не озвучивается — значит, ее не существует». Словно можно замести мусор под ковер и считать, что он исчез. И все это — как будто не замечая зловония, которое уже окутало все вокруг.

Арест независимых журналистов — это часть той самой государственной политики. Поэтому в условиях такого авторитарного режима было бы странно, если бы нас не арестовывали, а не наоборот.

Но те, кто нас сажает, забывают, что мы все равно продолжаем быть голосом общества. Потому что сама тюрьма — это тоже маленький Азербайджан.

В международных отчетах говорится о 365 политических заключенных в стране, но мало кто знает, сколько людей в тюрьмах подвергаются унижению. Как людям «вешают» чужие преступления, как им подбрасывают остатки наркотиков, чтобы закрыть нераскрытые дела, как невиновные становятся «удобными» фигурантами — таких историй множество.

Я всегда была шокирована, когда просматривала приговоры на электронном судебном портале и видела, сколько дел связано с наркотиками. Конечно, никто не отрицает, что такая проблема существует в обществе.

Но уже находясь в заключении, я поняла настоящую причину: если человек арестован по незначительной статье, в «корзине обвинений» автоматически появляется и наркотическая статья.

Представьте, насколько это искажает общую статистику. Если человека задерживают с малым количеством вещества, ему «в нагрузку» подбрасывают больше — ведь «цена» крупного объема куда выше.

Наверное, всем знакома ироничная присказка: «Один поймал, другой разделал, третий съел» — а последнему ничего не досталось. Но в коррупционно-взяткодательной системе, выстроенной в Азербайджане, достается всем: и тому, кто поймал, и тому, кто сшил дело, и тому, кто «разделал», и даже «тому последнему».

На человеческих трагедиях здесь никто не остается голодным. Система работает настолько отлаженно, что даже исполнители преступлений, «слуги приказа», не пытаются отстраниться и сказать: «Я не хочу в этом участвовать».

Люди бессильны перед этой системой и просто склоняются перед ней, делая то, что «положено» — кормят и того, кто ловит, и того, кто фабрикует дела, и того, кто казнит, и всех остальных.

Я бы назвала то, что с нами происходит, не просто заключением, а скорее изоляцией от общества. Мы же — как шахтеры, опустившиеся в самые глубины общественных проблем, к тем, кого система раздавила и уничтожила. И мы будем говорить об их трагедиях, оставаясь рядом».

Читайте больше про свободу слова в регионе:
БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они есть на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.