Григорий Голосов — декан факультета политических наук Европейского университета в Санкт-Петербурге, автор книги «Автократия, или одиночество власти»
Четыре ответа на вопросы, которые важны для авторитарных стран, дали последние события в Беларуси, пишет в колонке для «Проекта» политолог Григорий Голосов. Например, об участии оппозиции в выборах и для чего нужны протесты.
Ниже мы решили дать фрагменты из его публикации, а полную версию, из которой можно почерпнуть свежие мысли о важности протестов в авторитарных странах, читайте на сайте «Проекта».
Может ли оппозиция выиграть авторитарные выборы?
— Не может. «Опрокидывающие выборы» не могут случиться в условиях консолидированного авторитарного режима, полностью контролирующего избирательный процесс. Они происходят лишь в режимах, которые либо встали на путь авторитарного перерождения совсем недавно, либо, напротив, одряхлели и сами готовы опрокинуться от первого толчка. О режиме Лукашенко – как и о режиме Путина – такого не скажешь.
Должны ли оппозиционные политики участвовать в авторитарных выборах?
— Нынешние выборы наглядно свидетельствуют, что идея бойкота совершенно бесплодна. Она имеет смысл только тогда, когда у оппозиции есть политические и организационные ресурсы, достаточные для того, чтобы принудить режим аннулировать результаты выборов, в которых не участвовали оппозиционные кандидаты. В противном случае режим, устами своих пропагандистов, просто говорит, что «они и не участвовали только потому, что у них нет никакой поддержки», и спокойно проходит мимо. Между тем, даже фальшивые выборы дают оппозиции один из немногих доступных ей шансов проявить себя в условиях электорального авторитаризма.
Как оппозиционным политикам участвовать в авторитарных выборах?
— Авторитарные режимы могут зачистить выборы от сильных кандидатов. Но белорусская история показывает: это не создает никаких проблем, если оппозиция способна объединиться вокруг одного, даже слабого кандидата. Разным фракциям объединяться вокруг такого человека даже проще.
При чем здесь протесты?
— У народа есть только один способ дискредитировать диктатора в глазах правящего класса и таким образом разрушить консолидированный режим. «Даже если правящий класс в массе своей готов к тому, чтобы избавиться от диктатора, он вряд ли на это решится без разумной уверенности, что этого ждет народ. Протесты служат максимально убедительным доказательством таких ожиданий», — пишет Голосов.