Такие планы строят в Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга. Именно в эти сроки должны появиться цивилизованные стоянки для автокараванов, а также кемпинги и глемпинги (повышенного комфорта) вдоль казахстанского участка Шелкового пути, по которому недавно прошли члены двухнедельной экспедиции «Караванинг — туризм современных номадов».

Мы уже рассказывали об этой экспедиции, инициаторами проведения которой стали АО «НК Kazakh Tourism» и ОЮЛ «Казахстанская ассоциация кемпингового туризма и караванинга». Более 30 участников экспедиции в течение 15 дней пропутешествовали в автодомах по маршруту Алматы-Жаркент –  Алматы-Тараз–Шымкент–Туркестан, преодолев расстояние в 3500 километров.  По итогам экспедиции ее участники (представители различных общественных групп) намерены выпустить объемный труд прикладного характера, в который будут включены конкретные предложения, направленные на развитие караванинга как вида экологического туризма в Казахстане. По прибытию караванеров в Алматы ими были подведены промежуточные итоги.

Как считает председатель Совета ОЮЛ «Казахстанской ассоциации кемпингового туризма и караванинга» Баян Шапагатова, наиболее перспективными для увеличения потока карванеров по Шелковому пути могут быть стоянки и кемпинги в урочище Тамгалы Тас, у озера Тузколь, в ущельях Кенсу и Сайрамсу, на реке Чарын, близ поселков Саты и Мерке, а также архитектурно-археологического комплекса Акыртас.

Вообще развитие караванинга заложено в государственную программу развития туризма как системная мера, а стартовать она может, как только будет принят законодательство о туризме.

«Сроки реализации – возможно, ближайшие два-три года. Столь оптимистичный прогноз мне позволяет делать то, что развитие караванинга требует меньше капитальных вложений и быстрее внедряется. Например, Китай за год создал 500 кемпингов», — полагает Шапагатова.

При этом она уверена, что создать площадку для стоянки автодомов или развернуть кемпинг вполне под силу частному бизнесу. Роль государства может заключаться в предоставлении земельного участка в аренду, отсрочке по погашению кредитов и освобождении предпринимателей от налогов на ближайшие три года.

«Ведь изначально этот бизнес не будет высокодоходным – нужен поток. Перечисленные мною меры заложены в проект туристического законодательства, и если они будут приняты, за три года данную отрасль можно поднять хотя бы вдоль казахстанского участка Шелкового пути», —  уверена Шапагатова.

Другой участник экспедиции, руководитель компании автотранспортных средств Off Road KZ Жанат Жалимбетов полагает, что стоянки для караванов и для строительства кемпингов необходимо привязывать к тем местам, где уже хоть кто-то живет.

«Нет смысла ставить что-то в чистом поле: тратить туда государственные (или частные) деньги, сажать кого-то на зарплату, чтоб он сидел и ждал, что когда-нибудь кто-нибудь к нему приедет. В то время, когда на каком-то кордоне сидит егерь со своей семьей, почему бы ему не дать возможность зарабатывать? Помочь в возведении каких-то элементарных благ цивилизации, учитывая, что у него там есть свет, вода, то есть минимальная инфраструктура. И пусть этот егерь получает деньги за то, что у него останавливаются караванеры, платит налоги в бюджет. Таким же образом можно развивать бизнес в небольших поселках, где, например, держат лошадей, и приехавший на авто турист, остановившись, может заказать себе горную прогулку верхом», — считает предприниматель, для которого караванинг – и бизнес, и хобби.

По его словам, 10 точек, которые были определены в ходе экспедиции, это минимум:

«У нас в горах масса ущелий, и в каждом есть смысл остановиться и посмотреть, то же самое можно сказать и про озера. Территории позволяют создавать стоянки хоть на 100 машин. А капитальные строения вовсе не везде нужны».

Кстати, о территориях. Вопрос с выделениями земель под создание той или иной инфраструктуры на территории национальных парков, особо охраняемых природных территорий (ООПТ), всегда весьма болезненно воспринимается экологическими активистами.

«Есть мнение, что если на этих территориях не строить туристскую инфраструктуру, не создавать удобств, люди ходить в нацпарки не будут, и природа сохранится. По этому вопросу мы совсем недавно даже поспорили с представителями министерства экологии. Я это расцениваю как отсутствие достаточных знаний для того, чтобы делать правильные выводы. Люди будут ходить где им удобно, разводить костры там, где захотят – и таким образом антропогенная нагрузка на наши ООПТ будет нарастать, и имеющиеся сегодня ценные элементы биоразнообразия мы можем потерять гораздо быстрее», — считает председатель АО Национальная компания «Kazakh Tourism» Ержан Еркинбаев.

Баян Шапагатова говорит, что в этом вопросе с Комитетом лесного хозяйства Минэкологии, в ведении которого находятся национальные парки, сегодня достигнут консенсус.

«Тем более, что нацпарки у нас будут развиваться по американскому методу, а это – и создание туристических троп, и строительство кемпингов, так что мы с ними идем одним путем», — заявляет она.

Сегодня караванеры в Казахстане – в основном, отечественные. В профильной ассоциации полагают, что если в ближайший год будет создана инфраструктура для хотя бы вдоль автокоридора «Западная Европа – Западный Китай», то по нему можно будет пустить поток туристов на автодомах и из-за рубежа.


Караванинг – один из видов экотуризма, подразумевающий путешествие в автодомах или автоприцепах. Он является одним из самых популярных видов автомобильного туризма для жителей Европы и США, где хорошо развита система кемпингов. В настоящее время на фоне развития дорожной инфраструктуры караванинг получил широкое распространение и породил целую индустрию, включающую прокатные компании, сервисные станции, кемпинги, туристические фирмы, занимающиеся разработкой и планированием маршрутов. Все это планируется внедрять теперь и в Казахстане.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.