В первые дня января Министерство юстиции Казахстана распространило сообщение о появлении у казахстанских властей союзника в войне против молдавских инвесторов Анатоля и Габриэля Стати. Им оказалась американская инвестиционная компания «Оутрайдер Менеджмент». Мы решили узнать больше об этой ситуации и об этой компании.
Битва с «коллективным Чэпменом»
Для начала процитируем пресс-релиз Минюста РК, опубликованный во многих масс-медиа:
«31 декабря 2020 года компания «Оутрайдер Менеджмент» (Outrider Management) присоединилась к иску Республики Казахстан, находящемуся на рассмотрении в Нью-Йорке, против финансиста из Нью-Йорка Дэниела Чэпмена и группы компаний «Аргентум Крик*», которой он владеет и контролирует (совместно именуемые «Чапмен»)».
*Argentem Creek Partners является независимой инвестиционной компанией, специализирующейся на инвестициях в развивающиеся рынки. Компания управляет средствами институциональных инвесторов. Штаб-квартира компании находится в Нью-Йорке, с офисами в Миннеаполисе и Лондоне.
Последние, напомним, в качестве владельцев компаний «Толкыннефтегаз» и «Казполмунай» вели бизнес в Западном Казахстане, но лишились его в результате рейдерского захвата правительства, подали в суд и сумели через Международный арбитраж отсудить у республики 540 миллионов долларов. Власти Казахстана миллионы платить отказались, в результате чего под арест попали зарубежные активы страны уже на миллиарды. В том числе пакет акций «достояния республики» — доли Казахстана в нефтяном проекте «Кашаган».
Дэниел Чапмен и «Аргентум Крик» («Argentem Creek Partners») финансировали проекты Стати в Казахстане через облигации, выпущенные компанией «Тристан Ойл Лтд» (Tristan Oil Ltd), и именно они должны получить около 70% от суммы, определенной арбитражем в качестве компенсации. Долгое время «Аргентум Крик» оставалась в тени этой истории, но сейчас возглавила юридическое противостояние с казахстанским Минюстом.
В свою очередь казахстанское государственное ведомство решило усилить свои позиции и открыть «второй фронт», выставив в качестве союзника «Оутрайдер Менеджмент».
Именно выставив, так как вся информация о присоединении этой компании к иску Республики Казахстан в публичном поле исходит исключительно от Минюста РК. Никаких собственных публичных заявлений эта компания не делала и пресс-релизов не выпускала. Ее корпоративный сайт не публикует информации на эту тему, а является исключительно порталом для клиентов этой фирмы. То есть в открытом доступе мы не нашли доказательств того, что «Оутрайдер Менеджмент» является держателем ценных бумаг «Тристан Ойл Лтд».
Между тем, по информации, которую мы получили от инсайдеров, «Оутрайдер Менеджмент» владела в прошлом пакетом облигаций и даже принимала участие в заседаниях комитета, поддерживая, таким образом, иски, поданные семьей Стати против правительства Казахстана. Однако затем компания продала свой пакет ценных бумаг и вышла из этой истории.
Что стало причиной ее возврата, да еще на стороне бывших противников, можно лишь предполагать. Но тот факт, что намерения американской инвестиционной компании озвучивает казахстанский юстиции, само по себе показательно.
Маленькая фирма с большими связями
О многом говорит и собственно история «Оутрайдер Менеджмент» — компании, зарегистрированной в офисном центре неподалеку от аэропорта Сан-Франциско.
Число людей, работающих в этой фирме, неизвестно. От ее имени обычно выступает Стивен Хоуп (Stephen Hope), управляющий портфелем активов фирмы с 2003 года. До недавнего времени в роли спикера выступала также финансовый директор компании Юлия Рутвен (Julia Ruthven), но в 2017 году она покинула компанию. Теперь в качестве сотрудников в отчетности, представляемой в SEC (Комиссию по биржам и ценным бумагам США), указываются Дженифер Коллинс и Скотта Дэйкерса.
Из этой же отчетности следует, что стоимость активов под управлением фондов компании оценивается в сумму чуть более 33 миллиона долларов США. Это, конечно, ничтожный объем по меркам даже скромных компаний инвестрынка.
Что интересно, сокращение активов «Оутрайдер Менеджмент» происходило особенно быстрыми темпами в последние годы.
В 2014 году компания владела контрольным пакетом Jaguar Mining Inc — канадской корпорации, разрабатывающей золотоносные месторождения в Бразилии, но это в прошлом. Сейчас основным акционером этой компании является Эрик Спротт (Eric Sprott).
Неудачным для «Оутрайдер Менеджмент» можно считать участие в капитале Madagascar Oil Limited — нефтяной компании, занимающейся разработкой месторождений тяжелой битумной нефти не территориях, принадлежащих этому островному государству. У компании сложились очень непростые отношения с властями Мадагаскара: ее лишали лицензии. Сейчас компания все-таки действует, однако ее акции с 2016 года не котируются на Лондонском альтернативном рынке акций (AIM).
Но самым скандальным для «Оутрайдер Менеджмент» стали отношения с сетью компаний Frontera Resources, которая засветилась в нескольких проектах на территории стран бывшего СССР.
Представители Frontera Resources Corporation опровергают участие Outrider Management в финансировании проектов компании. По их версии, в 2011 году фонд Outrider, зарегистрированный на Кайманских островах, выкупил часть долгов Frontera с огромным дисконтом у неких «третьих лиц». После этой покупки, утверждает Frontera Resources Corporation, представители фонда начали использовать долговые инструменты для того, чтобы перехватить фирму, а потом ликвидировать ее. В настоящее время компания выясняет отношения с фондом в суде.
«Оутрайдер Менеджмент» финансировал эти проекты, а теперь оказался в роли их основного совладельца.
Компанию создал в 90-е годы влиятельный демократ Билл Уайт, занимавший в то время пост заместителя министра энергетики в администрации Билла Клинтона, а потом занявший пост председателя Демократической партии в штате Техас.
Вершиной карьеры Уайта стал пост мэра Хьюстона столицы американской нефтяной индустрии, который он занимал в период с 2004-го по 2010-й год. В Хьюстоне же находится штаб-квартира корпорации Frontera Resources Corporation – головной структуры всей сети Frontera.
В момент создания компании в 90-е годы, в составе ее инвесторов были замечены влиятельные представители американского истэблишмента. Но в процессе дальнейших трансформаций этого бизнеса главным публичными лицами оказались Стив Никандрос и Заза Мамулашвили.
Странное партнерство
Стив Никандрос в этом тандеме представлял Хьюстон, а Заза Мамулашвили – бывший СССР. Выпускник медицинского факультета Тбилисского университета оказался в США в 1989 году, где хотел продолжать карьеру медика, но в итоге оказался торговцем нефтью и металлами. Компания Metex, которой управлял Мамулашвили, занималась экспортом стали и цветных металлов, а компания MTA — импортировала нефть из России и Казахстана в США. Тогда же были установлены связи с Frontera.
В одном из интервью в украинском СМИ Мамулашвили утверждал, что Билл Уайт начал работать с ним по заданию Билла Клинтона , администрация которого решала вопросы о путях экспорта каспийской нефти. В результате Мамулашвили (по его утверждениям) оказался задействован в переговорах с представителями сразу нескольких стран — Азербайджаном, Грузией и Турцией, которые закончились строительством двух ниток трубопровода из Баку в Супсу.
Можно несколько снисходительно относиться к подобного рода заявлениям, но у Мамулашвили были действительно масштабные замыслы. И всякий раз они продвигались по политическим каналам. К примеру, Frontera удалось получить в концессию 40% территории Республики Молдова для разведки нефтегазовых месторождений благодаря поддержке премьер-министра Павла Филипа и олигарха Владимира Плахотнюка — тогдашнего теневого руководителя Молдовы.
В мае 2016 года Владимир Плахотнюк в сопровождении Стива Никандроса рассказывал в Техасе об инвестиционных возможностях Молдовы, а затем Заза Мамулаишвили озвучивал планы вложения в республику 500 миллионов долларов и создания сотен рабочих мест с достойными зарплатами. Но на этом проект был исчерпан.
Расследование о том, как миллионеры с Каймановых островов привели в Молдову компанию Frontera, читайте по этой ссылке.
Примерно по такому же сценарию разворачивались события в Украине, а также в самой Грузии, где Стивен Хоуп, уже упомянутый руководитель «Оутрайдер Менеджмент», буквально умоляет грузинские власти передать фонду лицензию на разработку нефти, которую получила в свое время Frontera Resources Corporation, но в итоге оказалась банкротом.
Таким образом все политические связи и даже финансовые вливания со стороны ЕБРР не помогли тбилисскому медику со связями. А теперь выпутываться из созданной ситуации приходится уже калифорнийским фондам, у которых, очевидно, есть свои очень недовольные клиенты-инвесторы.
Несмотря на маленький объем активов в управлении, входной порог для вложений «Оутрайдер Менеджмент» составлял не менее 1 миллиона долларов США. Так что, обиженные вкладчики — по сути, миллионеры. И нетрудно предположить, что калифорнийской компании сейчас приходится решать одновременно множество проблем. А власти Казахстана могут быть очень полезны ей в этом деле.
По мнению юристов «Аргентум Крик», именно казахстанское правительство стоит за включением в дело по выплате облигационных обязательств «Оутрайдер Менеджмент».
«Это просто отвлекающая тактика, которую использует Министерство юстиции Казахстана для того, чтобы как-то воспрепятствовать выплате, сумма которой была определена решением Арбитражного суда и подтверждена Апелляционным судом Швеции», — считает Пол Батлер (Paul Butler), партнер компании Akin Gump Strauss Hauer & Feld LLP, которая представляет интересы «Argentem Creek Partners».
Никто не может понять, какие мотивы у Министерства юстиции РК. Либо это просто желание выиграть время, либо у главы министерства Марата Бекетаева есть какие-то секретные методы, которые он готов пустить в ход. Но пока его стратегия выглядит «рейдом обреченных».