На фоне проблем, сотрясающих уже который месяц страну, информация о том, что порядка двух тысяч казахстанцев могли стать жертвами шпионской программы Pegasus от израильской NSO Group, выглядит мелочью. Но так кажется только на первый взгляд.
Эта мелочь, по мнению KZ.expert, способна оказать разрушительное влияние на казахстанскую авторитарную политическую систему и «суперпрезидентскую» вертикаль. Правда, чтобы это стало возможным, нужно чтобы был опубликован полный список тех, чьи смартфоны могли быть заражены шпионской программой, а также назвал структуры, которые эту программу приобрели.
К сожалению, пока известны фамилии только восьми пострадавших казахстанцев. Причем трое из них входят в верхушку правящей в стране элиты — президент РК Касым-Жомарт Токаев, премьер-министр РК Аскар Мамин и аким Алматы Бакытжан Сагинтаев.
Приведем цитату из статьи, опубликованной на сайте KZ.media: «Кто шпионил за Токаевым и Маминым? OCCRP раскрывает цели Pegasus»:
«В списке мало журналистов, но в нем фигурируют представители политической и деловой элиты страны, в том числе соперники и предполагаемые союзники (первого президента РК Нурсултана – авт.) Назарбаева», — говорится в расследовании, проведенном журналистской некоммерческой организацией Forbidden Stories и правозащитниками из Amnesty International».
По нашей оценке, в условиях казахстанской авторитарной политической системы подобная тактика вполне разумна и логична, поскольку сегодня основную угрозу власть имущим представляет не столько разношерстная и малочисленная оппозиция и тем более отдельные протестанты, сколько элитные кланы (группы), даже если их лидеры не проявляют явных политических амбиций. Так что совсем не удивительно, что следили в первую очередь именно за ними.
Что же касается активистов гражданского общества и протестно настроенных групп, то для них программа Pegasus особой опасности не представляет. По той простой причине, что спецслужбы давно, еще с начала 2000-х годов, более чем широко используют против этой категории лиц давно уже ставшие традиционными методы сбора информации.
Например, они контролируют передвижения людей и их контакты с помощью стандартного оборудования телекоммуникационных компаний; подслушивают разговоры (как телефонные, так и по мессенджерам) с помощью специального оборудования, в обязательном порядке устанавливаемом в зданиях телекоммуникационных компаний; монтируют в помещениях скрытые видеокамеры и подслушивающие устройства; проводят негласные обыски; организуют хакерские атаки со взломами и, наконец, просто «заражают» подозрительные структуры своей агентурой.
С учетом всего этого использование шпионских программ Pegasus против активистов гражданского общества и протестно настроенных групп (незарегистрированных политических партий) — явный перебор. Тем более что продукция израильской IT-компании NSO Group отнюдь не дешева.
Поэтому мы вполне допускаем вероятность того, что умельцы от КНБ РК заражали данной шпионской программой технику лишь тех людей, кто умел (мог) защищаться от других методов сбора информации сотрудниками спецслужбы или… являются их тайными агентами.
Подобная тактика двойного негласного контроля над сексотами – норма для КНБ РК и ее исторических предшественниц в лице НКВД-НКГД-КГБ.
Другое дело, что мы вполне допускаем: приобретателем и пользователем программы Pegasus в Казахстане было не только государство в лице того же КНБ РК. Ведь в стране по определению невозможно соблюсти тайну в отношении действий, предпринимаемых госструктурами и направленных против элитных кланов, групп влияния или отдельных сильных фигур. Рано или поздно все вылезает наружу – люди либо проболтаются, либо продадут информацию.
Именно по этой причине подобные чувствительные операции часто выносятся за пределы ведомства, как это было, например, в случае с Рахатом Алиевым и его организованной преступной группой. Так что вполне возможно, что приобретателем продукции израильской IT-компании NSO Group были какие-то частные структуры. Хотя, несомненно, они наверняка прикрылись соответствующими письмами от какого-нибудь госоргана, не обязательно КНБ РК.
Нет никаких сомнений также в том, что казахстанские госорганы будут хранить полное молчание или отрицать все, что только можно отрицать. Но если журналисты-расследователи опубликуют полный список тех людей, чьи смартфоны могли быть заражены шпионской программой, а также назовут структуры, которые эту программу закупали, можно будет с достаточно высокой степенью уверенности назвать персонально тех, кто организовал эту спецоперацию. И тем самым внести серьезный раскол среди тех, кто управляет сегодня Казахстаном и одновременно злоупотребляет своими полномочиями.
Кстати, мы не удивимся, если выяснится, что первый президент РК не давал санкции на подобную акцию. Более того, мы допускаем что и он сам, и его третья супруга стали жертвой подслушивания и подсматривания. Это было бы вполне логично со стороны тех, кто имеет такие возможности (вспомните Рахата Алиева). Ведь информация о том, что думает и говорит елбасы, – это лучшая гарантия политического долголетия для отдельных видных деятелей режима.