Продолжаем наш рассказ о том, как в 2006–2007 годах в казахстанскую уранодобывающую отрасль зашли два иностранных инвестора – японская «Marubeni Corporation» и офшор Swinton Investment and Finance S.A., зарегистрированный на Британских Виргинских островах.

Зашли вместе, причем «Marubeni Corporation» оказалась в этой связке вопреки своему желанию. Но она была вынуждена подчиниться требованию  президента НАК «Казатомпром» Мухтара Джакишева и его представителей, в частности Малхаза Цоцории, которые очень жестко настаивали именно на такой схеме.

Эта деталь свидетельствует о том, что Джакишев и его команда действовали в интересах людей, которым была подконтрольна Swinton Investment and Finance S.A. И эти люди должны были входить в ближайшее окружение первого президента РК Нурсултана Назарбаева.

В следующих материалах мы на основании документов объясним, почему так в этом уверены, а пока продолжим наше повествование.

Читателям, желающим освежить свою память или не читавшим предыдущие публикации, напомним, что их можно найти по следующим ссылкам:

На 1 апреля 2007 года положение дел было следующим (цитируем нашу последнюю публикацию):

 «А теперь подводим итоги этой операции:

а) НАК «Казатомпром» добилась серьезного успеха, поскольку привлекла в отрасль такого крупного, известного и уважаемого инвестора как «Marubeni Corporation». А полученные от него средства в размере 540 миллионов долларов США инвестировала в свой инвестиционный проект, который в случае его успешного завершения позволил бы национальной компании запустить еще один, очень важный, доходный и значимый как политически, так и технически передел, а именно производство ядерных сборок по технологии «Westinghouse group», то есть для западных заказчиков;

б) НАК «Казатомпром» и лично Мухтар Джакишев серьезно выросли в общественном мнении, причем не только внутри Казахстана, но и за рубежом;

в) некто, кто контролировал Swinton Investment and Finance S.A. и Glendale International Investment LTD, стал участником крупного и потенциально очень доходного инвестиционного проекта с участием НАК «Казатомпром» и «Marubeni Corporation», причем практически бесплатно, не потратив никаких человеческих и иных ресурсов на его подготовку, проведение и реализацию;

г) некто, кто контролировал Swinton Investment and Finance S.A. и Glendale International Investment LTD, одномоментно стал владельцем активов, стоивших на тот момент 540 миллионов долларов США.  Ведь Glendale International Investment LTD владела тогда такой же 50% долей в Energy Asia (BVI) Limited, что и «Marubeni Corporation», заплатившая за них 540 миллионов долларов США».

Чтобы увеличить схему, наведите на нее курсор, нажмите и затем увеличьте до нужного размера.

Из документов, которыми мы располагаем, следует, что в 2007–2009 годах оба «дочерних» предприятия НАК «Казатомпром», совладельцами которых на пару стали «Marubeni Corporation» и Swinton Investment and Finance S.A., испытывали большие проблемы с запуском добычи ураносодержащей руды.

Но пока нацкомпанию возглавлял Мухтар Джакишев, эти задержки хотя и тревожили менеджмент японской корпорации, но не вызывали очень больших опасений. Все изменилось после того, как Джакишев был сначала освобожден от занимаемой должности, а затем задержан сотрудниками КНБ РК.

К слову вспомним, что о своем аресте Мухтар Джакишев знал заранее. Более того, незадолго до ареста он был в зарубежной командировке и тем не менее вернулся в Казахстан, несмотря на неоднократные предупреждения. Мы тогда удивлялись этому решению Джакишева, но теперь, по прошествии стольких лет, многое стало понятно. Видимо, он надеялся, что люди, стоявшие за Swinton Investment and Finance S.A., его прикроют и уберегут. Однако надежды не оправдались, и Мухтар Джакишев вместе со своими друзьями, топ-менеджерами национальной компании, были задержаны и оказались за решеткой.

Рассказывать, как дальше развивались события, не видим смысла, так как желающие узнать больше на эту тему могут легко найти соответствующую информацию, причем с избытком, в Интернете.

В том числе о том, как вице-президенты НАК «Казатомпром» Дмитрий Парфенов, Аскар Касабеков и Малхаз Цоцория были то ли задержаны, то ли просто изолированы и в качестве свидетелей содержались на конспиративных квартирах. А потом даже выступали перед казахстанскими телезрителями с рассказами, что у них все в порядке и их никто не прессует.

Вот что об этом писала газета «Республика» 3 июля 2009 года:

«На днях два телеканала показали видеозапись, в ходе которой три вице-президента и директор «дочернего» предприятия «Казатомпрома» опровергли сообщения о том, что их содержат не как свидетелей, а как заложников.

Оказывается (только не смейтесь!), до них дошла информация, что некоторые СМИ распространяют некорректную информацию о том, что топ-менеджеров, проходящих свидетелями по делу «Казатомпрома», «держат на конспиративных квартирах без малейших удобств, оказывают всяческое давление и запрещают встречаться с родственниками». И посему они сами выступили с инициативой и попросили сотрудников спецслужб организовать им встречу с журналистами, чтобы раз и навсегда развеять все сомнения.

Съемочная группа «Хабара» засвидетельствовала, что Цоцория, Парфенов, Касабеков и Пирматов в трезвом уме и добром здравии, что никаких казематов, нар и решеток на окнах нет.

Что касается самих «свидетелей», то их оптимизм буквально заражает. Так, Цоцория заявил, что условия абсолютно нормальные и соответствуют трехзвездочной гостинице. Питание трехразовое, каждый день заходит врач, а отношение персонала (охранников) абсолютно корректное и дружелюбное. Парфенов развеял опасения общественности насчет того, что в первый раз их заставили говорить на видеокамеру то, что нужно следствию. И добавил, что разговоры, что их били или накачивали наркотиками, это просто спекуляции.

В этот выстроенный усилиями спецслужбы и провластных электронных СМИ посыл обществу диссонансом врывается позиция жен некоторых вице-президентов, которые считают, что если их мужья свидетели, то они должны и жить, как свидетели, — или дома в кругу семьи, или на конспиративных квартирах КНБ, но вместе с ними. И как минимум иметь возможность общаться с родными и близкими без присутствия сотрудников спецслужбы.

Однако именно этого не могут допустить сотрудники КНБ, равно как и допустить к делу независимых адвокатов». 

Так вот, арест Мухтара Джакишева и назначение вместо него президентом НАК «Казатомпром» Владимира Школьника привели к тому, что менеджеры «Marubeni Corporation» не просто очень сильно обеспокоились, а, можно сказать, оказались в прострации. Ведь на проблемы производственные, которые они в принципе понимали и допускали, наложились другие, для них непонятные.

В частности, им пришлось общаться с новыми представителями НАК «Казатомпром», которые, к их великому удивлению, ничего не знали о схеме продажи долей в Kyzylkum LLP (ТОО «Кызылкум») и Baiken-U LLP (ТОО «Байкен-U»), а также не представляли, кто же стоит за офшорами Swinton Investment and Finance S.A. и Glendale International Investment LTD.

И тогда японские инвесторы приостановили как вложения собственных средств в уранодобывающие проекты, так и кредитование этих проектов японским банком. После чего сильно забеспокоились уже новые топ-менеджеры НАК «Казатомпром». Ведь в результате действий японской стороны под сомнение было поставлено успешное завершение инвестпроектов, а значит и их собственная судьба.

Поскольку нас в данном случае не интересуют производственные проблемы, тем более что нам как не специалистам пересказывать и объяснять их будет достаточно сложно, мы не станем углубляться в эту тему. И из множества многостраничных протоколов совещаний в следующей публикации процитируем только то, что, по нашему мнению, представляет интерес для читателей.

Продолжение следует

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»! 

 

За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые редакции могут рассчитывать только на своих читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 4400 4302 1819 1887.

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.