Посмотрела запись со встречи министра Абаева с общественностью города Алматы. По законопроекту о мирных собраниях. Самое яркое впечатление: на каких успокоительных сидит министр? Дайте три!
Евгений Жовтис: «Я не вижу необходимости обсуждать отдельные статьи, потому что нужно говорить по концепции: чего мы хотим добиться этим законом?»
Совершенно согласна! С одной оговоркой.
Чего гражданское общество хочет добиться, отстаивая право на свободу мирных собраний, — это одно, а вот чего хочет правительство, принимая этот закон, — это совсем другое. И тут, жаль, нет «мы» и «нас».
Будем честны с собой, чего власти хотят добиться этим законом — это не дать случиться украинскому, армянскому или схожим сценариям, которыми они так всех пугают. Вот и всё. Это ж красной нитью по всему законопроекту.
Поэтому он и случился. Поэтому он жёстче предыдущего. Поэтому власти торопятся с его принятием, и по словам Абаева, закон будет принят уже до выборов в парламент. В скобках заметим, что министр информации — даже не парламентарий, а всего лишь представитель исполнительной власти, и держать пари о том, что закон будет принят, как бы не должен.
Ну так вот. Максимум, думаю, можно договориться согласиться (или согласиться договориться) на каких-то взаимных уступках, как то: сроки подачи уведомления, например, или уточнить понятия, или ввести «онлайн митинги» (от этой идеи Абаев аж подпрыгнул — какая мысль! Какой повод распространить закон и на интернет! Теперь и в интернете! Мирный митинг по уведомлению!), или еще оригинальное из аудитории: «хотелось бы, чтобы тенденция социальных сетей была отражена, сейчас она никак не отражена». Обо всем этом, как часто говаривал сегодня министр, «мы только «за». Мы, имея в виду, правительство.
Ниже цитаты из сегодняшнего Абаева. Enjoy, как говорится:
- «Логика нашего закона, чтобы все было санкционировано. Чтобы люди могли санкционировано высказать свою позицию».
- «Уведомительный характер по поручению президента мы вносим, это уже большой серьезный шаг».
- «Понятия мирных собраний? Никаких проблем, мы посмотрим. Принципы? С удовольствием. Давайте те принципы добавим, мы посмотрим. Особенно вот принцип ответственности организаторов, участников и государственных органов, я думаю, мы только «за», и жаль, что мы сами не догадались это сделать».
- «Место проведения. Ну здесь, наверное, это наша принципиальная позиция. Главный принцип, которого будем придерживаться, — это принцип «не на окраинах». Принцип «не на окраинах» будет соблюден строжайше».
- «Я думаю, общественность города прекрасно знает, где это — не на окраинах. И если будет действительно окраина, то мы, государственный орган будем вмешиваться».
- «Уведомительный порядок так и подразумевает: вы написали и вышли. Никаких противоречий между нашими позициями, я вообще не вижу».
- «Здесь принципиальный вопрос заключается в чем? Важно быть услышанными же. Граждане Республики Казахстан, организаторы, организации различные хотят быть услышанными. Услышанными они будут. Я здесь не вижу никакого противоречия. Услышанным же можно быть и в [подбирает слова] специальном месте, где все предусмотрено, вопросы безопасности, санитарные какие-то вопросы решены и так далее».
- «Не обязательно куда-то там обязательно выходить на площади и требовать. [Тогда] это уже вопросы не мирного собрания будут, это вопросы провокации какие-то могут быть».
- «Сроки — это вообще не вопрос. Вопрос — уведомление. Не надо получать разрешения, специального какого-то документа. Вы написали и через 15 дней, ну, по нашему законопроекту, не на окраине вышли».
- «Рад, что у нас не такие большие противоречия».
Вот. Главное, конечно, как всегда ёмко выразил Евгений Александрович Жовтис:
«У меня большая просьба, если мы хотим, чтобы граждане пользовались конституционным правом на мирные собрания, мы должны исходить из [презумпции] законопослушности граждан и не пытаться всех [без разбора] вогнать в поле ограничительного характера, иначе право перестает существовать».
Но это, учитывая настоящие мотивы власти, которые стоят за этим законопроектом, не для сегодня.