Министр информации и чего-то там общественного Даурен Абаев с сегодняшнего дня является единственным и неповторимым рупором властей по ситуации с короновирусом. Ничего против, а точнее ничего особо лично против г-на Абаева не имеем, однако данный шаг добавил недоверие общества и, в частности, журналисткой братии, к этому назначению. Но в чем суть такого подхода и во что это может вылиться в самое ближайшее время?

Необходимо сразу отметить аксиому – уровень недоверия к власти практически во всех ее проявлениях настолько велик, что даже самые ее искренние и чистосердечные инициативы вызывают, как минимум, сомнение, а зачастую приводят к выводам, что Акорда опять что-то задумала. Исходя из этого постулата и нужно исходить, говоря о происходящих вокруг сейчас и грядущих вскоре событиях. Ведь не секрет, что для успешного лечения прежде всего нужно полное доверие врача к пациенту, а в нашем случае вместо людей в белых халатах выступают люди (иногда даже очень вежливые) в полицейской или военной форме.

Другими словами, отличие Казахстана от всех других стран, борющихся с коронавирусом путем введения чрезвычайного положения и карантина, заключается в том, что у нас руководящую и ведущую роль занимают политическая администрация и силовики, а сами медики и эпидемиологи оказываются в ведомой позиции. То же самое касается и прав граждан. Понятно, что при сложившейся ситуации нужно вначале думать о безопасности, но когда многие сообщения начинаются с ограничений и запретов, а о людях если и вспоминают, то в последнюю очередь, это как-то вводит в уныние, мягко говоря.

Опять-таки приходится сравнивать с другими странами в плане помощи населению — начиная от бесплатной раздачи масок и доставки продовольствия и заканчивая выделением материальной помощи и кредитных каникулах. Если вспомнить, что десятки и даже сотни тысяч казахстанцев остались без заработка, то это должно напрягать режим хотя бы из инстинкта самосохранения – голодные бунты, господа, дело опасное для всего общества, но прежде всего для властей.

На этом фоне назначение Даурена Абаева главным и единственным информатором по короновирусной ситуации выглядит, мягко говоря, не совсем адекватно, если не сказать совсем нелепо. В последнее время министр информации как будто вернулся на свою прежнюю работу пресс-секретаря (прошлого) президента, комментируя все подряд, начиная с заявлений Айсултана Н. и заканчивая блокировками соцсетей. Последние инициативы его ведомства и его личная защита министерской версии закона о мирных собраниях подкосили веру в него даже у тех, кто особо не лез в политику. А об отношении журналистской братии к профильному министру и говорить уже не приходится.

С одной стороны, действия власти могут быть оправданы стремлением погасить разрастающуюся панику и побороть фейковые выбросы. Однако силовыми и репрессивными действиями это трудно сделать, да и можно напороться на обратный эффект. Более того, выделение единственного канала для предоставления информации, пусть даже в виде «целого министра», не добавляет ясности в деле и может легко увеличить информационный дефицит.

Понятно, что тем самым власти хотят по привычке взять ситуацию под полный и жесткий контроль, но даже трудно представить, во что это может вылиться в ближайшее время. В лучшем случае в течение недели власти могут передумать и вернуть ситуацию с предоставлением информации в прежнее русло. Ведь логично было бы, чтобы медики сами рассказывали о последних событиях на своих фронтах, а силовики делились бы информацией по своим подразделениям. Так было, например, когда в первые дни карантина в Алматы чуть ли не поквартально были заблокированы несколько очагов коронавируса, а потом решили организовать блокировки только подъездов.

В общем, нам даже немного жаль становится г-на Абаева. Одно дело проводить ежедневные брифинги, а другое — отвечать на непрофильные для него вопросы. Тем более, «владение ситуацией» это не обязательно иметь под рукой последние сводки по заразившимся или блокированию очагов заражения. Каким бы суперменом не был Даурен Аскербекович, не сможет он ответить на все возникающие у журналистов вопросы. Можно, конечно, давать пространные и общие ответы, но вряд ли это удовлетворит общество.

Впрочем, власти вряд ли озабочены чаяниями общества. Их действия и бездействие в сложившейся обстановке лишний раз показывают, что они изначально исходили из собственной безопасности и действовали по лекалам диктаторского режима. Поэтому трудно ожидать чего-то прорывного. Но пока ничего другого не остается. Ведь действительно нужно соблюдать карантин, а войска в городе и по его периметру, по идее, должны придавать ощущение безопасности, а не тревоги.

В любом случае коронавирусная ситуация – это хороший экзамен для властей, в том числе тест на вменяемость и сменяемость, и от того, как пройдут его, зависит пост-карантинное будущее страны.

 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.