Касым-Жомарт Кемелевич благосклонно признал наличие «административных промахов» при реализации мер поддержки населения в режиме ЧП. Однако создается устойчивое впечатление, что промахи эти системные и даже (модное сегодня слово) «системообразующие», а единственная цель, в которую власть редко промахивается, это разобщать народ под призывом «Мы вместе!» (если точнее: «Мы в месте!»).

То, что властям на руку пандемия и объявленное ими чрезвычайное положение, очевидно, и об этом много писалось. Можно под шумок принимать очередные скандальные законы, по-тихому проводить «тендера» из одного (привычного) источника, посадить всю страну под добровольный домашний арест и выписать ее гражданам ограничение свободы без суда и следствия. Этот список можно продолжать, и практический каждый день к нему добавляются новые пункты, часть из которых возникает естественным, независимым от воли режима путем, а часть – откровенно спровоцирована им, режимом.

К спровоцированным относится то, что многими пока считается разрозненными фактами, не имеющими ничего общего между собой. Речь идет о нарастающих конфликтах в обществе, на которые власти, на первый взгляд, предпочитают смотреть сквозь пальцы.

Здесь тоже весьма большой спектр. Начнем с общего и самого широкого. Сейчас мы наблюдаем нарастание базы для конфликта между законопослушными гражданами, самозабвенно соблюдающими режим самоизоляции, и теми, кто, так или иначе, отводит его на второй план. Не будем подсыпать сушняка в эти угли, говоря, кто из них прав, а кто почти прав, но констатируем тот факт, что эти две стороны постепенно становятся «классовыми врагами».

К этой «группе риска» также можно отнести виртуальное противоборство между теми, кто пропагандирует теорию всемирного заговора вокруг пандемии, и теми, кто живет в реальности и предпочитает по старинке доверять ВОЗу с ООН.

Вообще следует отметить, что большинство конфликтов и споров идет в онлайн режиме и дистанционно. виной тому не только и не столько карантин, сколько привычка вступать в «батл», не вставая с дивана.

Подчеркнем еще раз, чтобы сгладить эти конфликты, власти и их хваленные медиа-структуры и придворные блогеры, абсолютно ничего не делают. Напротив, создается впечатление, что по упомянутым темам они подливают масла в огонь, в том числе и своим бездействием.

Вообще, на карантинно-режимной почве возникло много примеров и поводов рассориться друг с другом. Каждый может сам для себя составить такой список. Но есть и те, кто выходит за его пределы и зависит от других обстоятельств.

Возьмем сып-свежий конфликт между Маргуланом Сейсембаем и Мухтаром Тайжаном – опять-таки, чисто без перехода на личности, осуждением кого-либо из них или, что хуже, выгораживанием кого бы то ни было. Отечественные виртуальные активисты в два щелчка (или два клика) переключились на обсуждение и гневное осуждение того или иного бывшего соратника (больше члену Нацсовета достается), а некоторые удручаются самим фактом этого виртуального «яичного поединка». Но на самом деле это показатель четкого разобщения в обществе, которое сейчас подогревается отдельными обитателями властного Олимпа.

Проще говоря, если враждуют кланы, то у холопов чубы трещат, а при драке «элитных» верблюдов сетевые мухи готовы поотгрызать друг другу крылья.

Другой еще только разгорающийся скандал уж точно на совести (даже при ее отсутствии) режима (в лице правительства) и околовластных олигархов. Речь идет о списке «системообразующих предприятий», который в лишний раз показал, что некоторые «бизнесмены» у нас равнее всех других вместе взятых, а государственная помощь какому-нибудь холдингу является не только благодарностью елбасы за «вход на общак», им инициированный (фонд «Біргеміз»), но и равнозначна (если не крупнее) сумме подачек народонаселению в виде пресловутых «42-Пятьсот».

Ну скажите, чем здесь не разжигание социальной розни? Даже сословной розни и вражды – ведь власть уже давно и бесповоротно поделила нас на сословия (а мы, наивные, думаем, что это понятие считается устаревшим, судя по словарю товарища Ожегова). Причем, делается это в большинстве случаев не случайно или по незнанию, а целенаправленно и вполне сознательно.

Если даже и случайно, то от властей никогда (от слов «совсем никогда») не дождешься публичных извинений, что у нас сейчас стало популярным среди тех же правонарушителей. Ведь еще древние говорили «Divide et impera!». Здесь речь не о DVD и империи, конечно, а о фразе «Разделяй и властвуй!», которая за годы независимости стала чуть ли не руководством к действию для власти.

Отдельно нужно упомянуть участившиеся конфликты полицейских с разными правонарушителями (карантина). Здесь, конечно же, каждый факт нужно рассматривать в отдельности, оценивая степень вины и правомочности каждого из участников потасовок. Но большинство из этих конфликтов, как и отношение к ним общества, строится на докарантинных взаимоотношениях граждан и полицейских, общества и правоохранительных органов. Ведь не секрет, что человек в форме у подавляющей части казахстанцев вызывает чувство опасения, а если он применяет силу, то тут многие поддаются эмоциям (часто оправданным) и встают на сторону правонарушителя.

С другой стороны, полицию у нас изначально настраивают (натаскивают, если быть предельно честным) в духе того, что все простолюдины являются потенциальными преступниками, а исполнение приказа начальства является главным и практически единственным пунктом в законодательстве, который необходимо исполнять.

Примерно это же относится и к неутихающих скандалах вокруг партии «Нур Отан», их раздербаненных пайках, судебных преследованиях от имени «нуровцев» и так далее. То есть мы говорим «партия» – подразумеваем «режим», мы говорим «режим» – подразумеваем «сами-знаете-кого». И режим этот таков, что уже сам не может ничего с собой поделать.

Ему ничего не остается, как разделять и сеять вражду – ведь объединение даже небольшой части здравомыслящего населения страны смерти подобно (для режима). Тут даже «Новый подход к карантину» гражданина Токаева уже вряд ли чем поможет. Это может в какой-то мере снизить протестный накал, но, с другой стороны, избирательный подход лишь усугубит конфликты, о которых говорилось в самом начале…

В материале использованы карикатуры журналиста Мираса Нурмуханбетова, произведенные в рамках проекта «Miras Pics».Контент данного проекта стал возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Автор проекта «Miras Pics» несет ответственность за его содержание, которое не обязательно отражает позицию USAID, или Правительства США, или Internews.


 

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.