На журналиста Лукпана Ахмедьярова написала заявление в полицию женщина, которая сама обратилась к нему за помощью в возвращении брата, завербованного, по ее словам, на «заработки» в России.

Причем обратилась она к журналисту 8 апреля, после чего Лукпан написал пост в соцсетях, уже 9 апреля на основе ее заявления в полицию в Уральске было возбуждено уголовное дело по статье 274 УК РК за распространение заведомо ложной информации, а 10 апреля журналиста в Астане задержали полицейские и принудительно доставили на допрос.

Рассказываем, что произошло и в чем именно обвиняют Лукпана Ахмедьярова.

В статусе свидетеля с правом на защиту

Когда в начале апреля 2025 года украинский проект «Хочу жить» (@hochuzhit_com/X) опубликовал список из 660 граждан Казахстана, оказавшихся в украинском плену в результате их участив в СВО на российской стороне, стало ясно, что рано или поздно эта тема появится и в казахстанских СМИ.

Первым, кто ее озвучил, стал известный журналист, автор YouTube-канала «Просто журналистика» Лукпан Ахмедьяров. А позже появилась реакция вице-министра внутренних дел РК Игоря Лепехи.

Комментируя появившийся  в пабликах список казахстанцев, возможно, воюющих в Украине на стороне России, вице-министр сказал на видео, что пока неясно, насколько цифры соответствуют действительности.

Поздно вечером 8 апреля к Лукпану Ахмедьярову обратилась женщина. обратившаяся к нему за помощью в поисках брата, уехавшего в Россию на заработки. Журналист опубликовал пост на эту тему.

И уже 10 апреля его задержали и доставили для допроса в полицию — в статусе свидетеля с правом на защиту.

Заявление написала женщина, которая и сообщила ему ранее, что ее родственника обманом вывезли на заработки в Россию и там принуждают подписать контракт с министерством обороны РФ на участие в СВО.

Вот как сам Лукпан рассказал причины и подробности его задержания в интервью «Республике»:

«Уголовное дело было заведено по заявлению женщины из Западно-Казахстанской области, которая обратилась ко мне как к журналисту за помощью, чтобы я помог ей привлечь внимание к ситуации с её братом, который выехал в Россию на заработки в колбасный цех, а там уже ему начали подсовывать контракт с Министерством обороны РФ,  то есть склоняли его идти на войну.

Мы с ней поговорили, она прислала все необходимые доказательства, как то различные аудиозаписи со стороны её брата, фотографии вот этого документа, который подсовывали.

После того, как я убедился в том, что действительно такая ситуация есть, я сделал пост в Facebook, и, собственно, этот пост стал предметом уголовного дела. Эта женщина с которой мы общались, неожиданно вечером 9 апреля удаляет всю свою переписку со мной и пишет мне текстом (а до этого мы общались исключительно аудиосообщениями): «Зачем вы это опубликовали, я же не говорила, что его забирают на войну».

10 апреля произошло задержание, меня доставили принудительно в полицию, и там я узнал, что у меня статус свидетеля с правом на защиту, а заявление написала эта женщина. И в заявлении просит меня привлечь к уголовной ответственности, потому что она не говорила о том, что её брата забирают на войну.

Следователь меня допрашивает и, судя по всему, искренне полагает, что у меня нет никаких доказательств. А у меня как раз-таки эта вся переписка была сохранена в отдельной папочке, и я им ее предоставил. После этого меня отпустили, статус оставили прежний».

Дело не стоит выеденного яйца

Позднее, как рассказал Лукпан Ахмедьяров, эта женщина сама ему перезвонила и призналась, что полицейские вынудили ее написать заявление. Сам он это связывает с особой чувствительностью для казахстанских властей темы участия казахстанцев в СВО на российской стороне.

По мнению Лукпана, властям проще не работать в дипломатическом поле, а заткнуть журналистов, которые об этом пишут.

Что касается продолжения уголовного дела, оно, как говорит Лукпан, рассыпается, потому что нет пострадавших. Но при этом он не испытывает иллюзий относительно того, что дело может быть доведено до логического конца с судом и приговором, потому что у него (и у всех нас) перед глазами дело автора сатирического паблика Темирлана Енсебека, которого за пост с песней (написанной не им) осудили к пяти годам ограничения свободы.

«Вместе с тем я буду делать всё, что возможно, а у меня есть эти возможности, как у гражданина, и возможности эти мне предоставляет закон. Я хочу доказать, что это дело выеденного яйца не стоит, и привлечь к ответственности всех, кто причастен к его фабрикации», — говорит журналист.

К тому, что журналиста будет сложно привлечь к ответственности, полагают и в международном фонде защиты свободы слова «Адил Соз»:

«Статья 274 УК РК (Распространение заведомо ложной информации) содержит не только признак ложности распространённой информации, но и признак заведомости, который означает, что должностное лицо правоохранительного органа, принимающее решение о возбуждении уголовного дела, обязано установить указанный признак на основании анализа имеющихся документов и информации (…) Если в ходе расследования уголовного дела будет установлено, что признак заведомости отсутствует, дело подлежит прекращению на основании статьи 35 УПК РК (за отсутствием события либо состава уголовного правонарушения)», — говорится в заявлении фонда

Поиск мнимых врагов

Лукпан Ахмедьяров считает, что лучшая защита в подобных случаях — это полная огласка. По этой причине он не стал подписывать пресловутую подписку о неразглашении подробностей уголовного дела.

Тем более что в «Жана Казахстане» дела, подобные тому, что сейчас происходит с Лукпаном Ахмедьяровым, стали множиться, как грибы после дождя.

Это отмечает сам журналист, и об этом же говорит казахстанский политолог Досым Сатпаев. По его мнению, такие действия власти укладывается в логику третьей стадии развития автократического режима, когда начинается поиск мнимых врагов, которые якобы мешают двигать страну к «светлому будущему».

«Власть заинтересована в максимальной зачистке информационного и политического поля от любого альтернативного мнения, которое выражается в разной форме. Для этого появился и благоприятный внешний фон, связанный с кризисом демократических ценностей во многих странах.

Поэтому недавнее задержание, а затем суд над автором сатирического паблика QazNews24 Темирлана Енсебека, а теперь и задержание известного казахстанского журналиста и общественного деятеля Лукпана Ахмедьярова это лишь новые звенья в старой репрессивной цепи», — считает Досым Сатпаев.

Смотрите интервью с Лукпаном Ахмедьяровым, где он подробно 
рассказывает свою историю, по этой ссылке.

НАПОМНИМ, ЧТО

_

Лукпан Ахмедьяров  — казахстанский журналист, лауреат международной премии Питера Маклера 2012 года, присуждаемой международной правозащитной организацией «Репортёры без границ».

 

С 2001 по 2021 год работал в региональной газете «Уральская неделя». С  2013 года по 2021 он был главным редактором этой газеты. В 2012 году на Лукпана Ахмедьярова было совершено нападение, в результате которого он получил два огнестрельных ранения и восемь ножевых. Это нападение сам Лукпан и правозащитники связывают с его журналистской деятельностью. 

_

С 2022 года Лукпан Ахмельдяров ведет свой ютуб-канал «Просто журналистика» , где в том числе активно освещает войну в Украину, публикуя репортажи с места событий.  

БОЛЬШЕ оперативных и важных НОВОСТЕЙ в нашем Telegram-канале:
https://t.me/respublikaKZmediaNEWS

ПОДДЕРЖИТЕ «РЕСПУБЛИКУ»

_

В Казахстане почти нет независимой прессы. Власти сделали все возможное, чтобы заткнуть рты журналистам, осмеливающимся их критиковать. В таких условиях редакции могут рассчитывать только на поддержку читателей.

_

«Республика» никогда не зависела ни от власти, ни от олигархов. Для нас нет запретных тем. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ О НАС можно здесь.

_

Поддержать нас можно разными способами — они указаны на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.