Меня зовут Толымбеков Бейбарыс. 17 мая 2019 года я был доставлен на службу в поселок городского типа «Гвардейский», находящийся в Отаре, о котором ходит очень много злых легенд. Там же я служил в войсковой части 30212 – именуемой «Учебным центром подготовки младших специалистов Сухопутных войск имени Карасай батыра», или, как по-нашему называют, «учебка».
Бейбарыса забрали. Раз активизировались боты, ещё раз подчёркиваем. Бейбарыс Толымбеков не откашивал от армии, стремился служить, ожидал призыва, был осужден, отбывал наказание; затем появились серьёзные основания опасаться за безопасность: приходили беседовать неофициально в спецприемник,подвергался слежке, при этом письменных повесток не приносили и не вручали; угрозам и шантажу подвергается вся семья. После освобождения, он без вручения повестки был выловлен на улице и доставлен на сбор. пункт; нам все утро врали, что его не заберут. Он прошёл медицинское обследование, подтвердились основания для лечения; ни одно официальное заявление не было принято. Выводы напрашиваются однозначные из этой ситуации. Кто бы после этого рвался в армию?
Posted by Assem Zhapisheva on Friday, May 17, 2019
Служить я пошёл при интересных обстоятельствах — после акций от «От правды не убежишь» 21 апреля 2019 года и после отсидки 14 суток в спецприемнике на Лобачевском. Будучи гражданским активистом и одновременно военнообязанным, я оказался под пристальным вниманием нашего злополучного государства и невольным носителем новой практики репрессий и изолирования активиста от общества посредством службы в Вооруженных Силах РК.
Кроме этого, наша армия являет собой некий неизведанный мир в сегменте Казнета. Попытавшись начать поиск, вы в первую очередь наткнётесь на официальные государственные новости с портретом военнослужащего с чертами маскулиности и верой в патриотизм. Параллельно вам встретятся новости с очередным самоубийством, бегством, дедовщиной и разными чрезвычайными происшествиями с солдатами-срочниками.
Учитывая доверие (точнее, недоверие) общества государственным институтам и официальным источникам информации нашей страны, мы склонны обращать внимание только на негативные новости при оценке действительного положения срочников в нашей армии.
Еще есть такие источники информации как рассказы граждан, отслуживших в армии. Рассказчики делятся на две группы. Одни считают, что современная срочная служба в армии похожа на детский садик, где тебя кормят человеческой едой, поют соками разных видов и при этом ты не видишь никакой дедовщины от старослужащих «дедушек».
Эта же группа людей одновременно принадлежит к носителям деструктивной мужественности: они с горячностью ностальгируют по старой армии, где, по их логике, пройдя семь кругов унижения и после повторив паттерн поведения своих «унизителей», ты становишься достойным хранителем собственного очага в гражданском обществе, то есть проходишь «инициацию».
Кадр из передачи «Обзор»
Заранее обращаю внимание на то, что в современной казахстанской армии дедовщины нет. Это означает, что от других солдат вы не будете получать тумаков. Говорю с оговоркой, от «солдат».
И по причине отсутствия солдатской дедовщины в нынешней армии нет «землячества». Но это не означает, что вас не будут унижать. В армии своя иерархия, субординация и система, и солдат это самое низшее звено. То есть в любом случае солдату совсем нелегко.
Армия это одно из немногих мест, где вы будете наблюдать у себя кардинальную смену ценностных ориентиров и потребностей. Одной из главных потребностей будет еда. Конечно, и в гражданской жизни еда одна из главных потребностей, но в армии отношения с едой имеют совсем другое значение и это превращает вас в человека более примитивного. А относительно современной кормежки и разных видов сока в армии, то это большое лукавство. Солдатская еда это солдатская еда. Она всегда хуже любого общепита и домашней еды, которой вам всегда будет не хватать.
Учитывая все это, наверное, глупо утверждать, что обрекая себя на унижение и лишения, можно пройти нездоровый обряд «инициации». Тем более, настолько ли это соответствует эфемерному понятию «мужественности» и нужна ли такая «мужественность» вообще?
Другая группа людей утверждает, что в армии для современного человека делать нечего, если конечно, ты не собираешься устраиваться на государственную службу. В срочной службе ты в действительности имитируешь обучение военной специальности — только для галочки, как и большинство обучения в нашей стране. Помимо этого, в нашем современном капиталистическом мире главным залогом твоей мужественности будет считаться твоё умение зарабатывать деньги. Поэтому служба для «тупых», которые не могут найти себя.
Было бы круто, конечно, как предполагает эта группа, если бы у многих граждан были выбор и возможность избежать службу не только по причинам здоровья, семейное положение и тому подобных вещей, официально установленных законом. Но порой ситуация для молодого человека складывается совсем неблагоприятная, поэтому ему приходится либо подпитывать взяточничество, либо всё же пойти служить.
Увы, у нас нет альтернативной службы для отказывающихся идти в армию по убеждениям, хотя резолюция ООН уже давно предлагает соблюдать права человека в этом смысле, и есть принципиально такие страны как Норвегия, которые это практикуют. Поэтому приходится сталкиваться с таким парадоксом, что если не хочешь быть «тупым», то во многом ты должен питать взяткой эту систему «тупости», или же пройти военную кафедру и военно-техническую школу, что не всегда доступно для многих людей.
От такого рода информации не служившему человеку ситуация понятнее не становится. Наоборот, армия для него представляется всё более неизведанным, пугающим и мистическим.
Ответы на многие вопросы насчет армии можно получить в российском информационном пространстве, где отслужившие делятся намного более объективной информацией. Но хотя армии России и Казахстана являются наследницами одной армии — советской, и обе страны являются союзниками, служба в РФ не может объяснить все перипетии службы в армии РК.
У нас есть свой языковой вопрос в армии и связанная с этим национальный вопрос. Только у нас можно найти интересную трансформацию советской идеологии, новую национальную историю с национальными орнаментами и мифической для нас кочевнической военной культурой. Да и многие интересные моменты связаны только с нашей спецификой, ведь что может быть интереснее рассказа об армии постсоветского государства со своим колоритом? Тем более, мы уже не являемся одним государством почти 30 лет.
В этой рубрике, которую я назвал «Мерзім» — «Период» и еще от словосочетания «мерзімді әскери қызметкер», что в переводе на русский означает «военнослужащий срочной службы», я хочу рассказать вам свою историю службы и своё видение по поводу военной службы.
Также хочу сделать свой вклад в раскрытие «туманного альбиона» в нашем интернет-пространстве и сделать более видимой службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, и, самое главное, я считаю, — помочь будущим призывникам и солдатам, дав им практические советы.
Свою миссию я начну с самого первого знакомства молодого человека с частью громадного звена военной бюрократии под названием «военкомат».
Об этом в следующей статье.