5 апреля 2022 года состоялось очередное заседание Комиссии по демонополизации экономики при правительстве РК. Пресс-релиз о том, кто в нем участвовал и что там говорилось, можно найти на сайте премьер-министра РК. У нас этот документ оставил двоякое впечатление.

С одной стороны, инициатива Касым-Жомарта Токаева по демонополизации экономики заслуживает полной и категорической поддержки казахстанцев, а также отечественного малого и среднего бизнеса. Ведь при надлежащем исполнении она если не снизит цены и тарифы на товары и услуги, то предупредит их завышение.

Но, с другой стороны, она вызывает явное раздражение своей политической недосказанностью, если не сказать трусостью.

Ведь нет никаких сомнений в том, что перед Казахстаном в данной сфере стоят две очень важные, но при этом принципиально отличающиеся друг от друга задачи:

во-первых, демонополизация национальной экономики,

во-вторых, национализация активов, захваченных, украденных, полученных и приобретенных с помощью злоупотреблений как самим Нурсултаном Назарбаевым, так и его родственниками и приближенными. Или хотя бы удаление последних из критически важных для страны отраслей, чтобы тем самым за политической демонополизацией последовала демонополизация экономическая.

Отрасль, которая обсуждалась на заседании Комиссии по демонополизации экономике 5 апреля 2022 года, как раз относится к таковым. 

Не видим смысла восхищаться политической смелостью председателя комиссии премьер-министра РК Алихана Смаилова и его коллег, а также докладчика в лице министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина, де-факто покусившихся на интересы Кайрата Сатыбалды, Нурали Алиева и Нурсултана Назарбаева, по-прежнему контролирующих, напрямую или через подконтрольные им структуры, отрасль связи.

Не видим смысла по той простой причине, что никакой смелости на самом деле нет. А есть желание что-то сделать, но так, чтобы не нарваться на большие проблемы.

В результате заседание Комиссии превратилось в политический спектакль, участники которого вроде и исполнили отведенные им роли, но в то же время не сделали того, что требовалось – публично назвать людей, монополизировавших отрасль связи, зафиксировать, как, когда и по чей инициативе (вине) это случилось и озвучить меры, которые можно или следует предпринять, чтобы демонополизировать отрасль по-настоящему, а не на бумаге.

В связи с этим нас насмешили содержащиеся в пресс-релизе признания. Например, что: «АО «Казахтелеком» является монополистом на рынке телекоммуникационных услуг с занимаемой долей свыше 80% на рынке фиксированной связи и свыше 60% на рынке мобильной связи».

Или что: «Значительное положение на телекоммуникационном рынке позволило группе компаний АО «Казахтелеком» занять существенную долю на иных смежных рынках. АО «Казахтелеком» принадлежит 100% доли рынка цифровой маркировки товаров, 78% доли на рынке операторов фискальных данных, 55% – доля на рынке Центров обработки данных, 33% – доля на рынке услуг платного телевидения, 75% –  всех радиочастот».

Напомним, что супермонополистом в отрасли АО «Казахтелеком» сделали предыдущие правительства РК, членами которых были как премьер-министр РК Алихан Смаилов, так и многие другие члены возглавляемой им комиссии.

Так что, если бы не январский «взрыв» протестных настроений в стране, то процесс монополизации в отрасли связи продолжался бы и вполне возможно привел бы к тому, что Нурсултан Назарбаев и его клан стали мажоритарными акционерами национальной компании с долей участия свыше 51%.

 Не будем комментировать другие предложения министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК Багдата Мусина, озвученные им на заседании Комиссии. Поскольку они носят скорее технический характер, то значит вполне могут быть выполнены.

Зато зафиксируем на будущее три предложения, которые в случае их реализации могут привести к лишению Нурсултана Назарбаева, его родственников и приближенных активов в отрасли связи:  

 а) Генеральной прокуратуре РК и Агентству финансового мониторинга РК «изучить вопрос возможного причиненного ущерба государству в результате сделки по продаже 24% АО «Кселл»;

 б) «провести анализ обоснованности тарифов АО «Транстелеком» касательно инженерной инфраструктуры для Центров обработки данных, а также продолжить работу по исключению эксклюзивного права АО «Транстелеком», определенного в рамках межправительственного соглашения между Казахстаном и Азербайджаном по прокладке волоконно-оптической линии связи по дну Каспийского моря в связи с затягиванием реализации достигнутых договоренностей»;

 в) «провести анализ продажи долей АО «Транстелеком» частным лицам, а также возможное причинение ущерба государству при отчуждении».

Посмотрим, как и когда это будет сделано.

КАК ПОДДЕРЖАТЬ «РЕСПУБЛИКУ» 

 

В Казахстане почти не осталось независимой прессы. За последние годы власти сделали все возможное, чтобы запугать тех, кто осмеливается писать о них правду, или «купить» их с помощью госзаказов. В этих условиях независимые от власти или олигархов редакции могут рассчитывать только на читателей.

 

Для «РЕСПУБЛИКИ» нет запретных тем, мы пишем о том, что считаем важным. НО НАМ НУЖНА ВАША ПОДДЕРЖКА!

 

Поддержать нас можно через KASPI GOLD, отправив донаты на номер телефона 8-777 681 6594 или на номер карты 5169 4971 3344 9037.

 

И есть еще несколько способов – они на этой странице.

Spread the love

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.