Конфликт в Кордае заставил нас вспомнить и другие подобные события, которые произошли в стране в последние годы. Как и в сегодняшнем случае, они были на официальном уровне названы бытовыми ссорами. Однако в обществе нет однозначного мнения на этот счет.
2019 год
В ночь на 1 января в Караганде между группой молодых людей происходит поножовщина, в результате чего погибает 23-летний Рахымжан Жансеит. Участниками конфликта становятся граждане армянской национальности (среди них жители России, Армении и Казахстана) и казахи. Армянская диаспора Карагандинской области выражает соболезнование семье и близким погибшего. В конце 2019 года завершился суд по этому делу. На скамье подсудимых оказались 13 человек. Юсиф Нурулу признан виновным в убийстве и приговорен к 19 годам тюрьмы. Остальные получили различные сроки.
29 июня 2019 года на месторождении Тенгиз вспыхнула массовая драка между иностранными и местными работниками компании CCEP. Ранее в соцсетях сообщалось, что иностранцы и казахстанские работники компании имеют раздельное питание, разные условия труда. Граждане Ливана — участники конфликта, были депортированы.
2016 год
В феврале в селе Бурыл Жамбылской области 17-летний подросток турецкой национальности с целью ограбления проник в дом, где убил 5-летнего мальчика казахской национальности, нанеся ему 11 ножевых ранений. После чего дома турок в селе были закиданы камнями. В СМИ писали, что были введены войска для поддержания порядка.
2015 год
3 февраля в селе Ынтымак Сарыгашского района Южно-Казахстанской был убит местный житель Бахытжан Артыков. Подозрение пало на 39-летнего Навмидина Нарметова, таджика по национальности. На следующий день в поселке Бостандык и Ынтымак произошли «беспорядки». В результате были сожжены и повреждены несколько автомашин. СМИ сообщали, что убитый сдавал в аренду Нарметову теплицу, между ними возникла ссора, обернувшаяся убийством. Нарметов, задержанный на территории Узбекистана, был осужден к 18 годам тюрьмы. Во время этих событий некоторые сайты стали недоступны, а в самом Сарыагашском районе были отключены сотовая связь и интернет.
2007 год
В марте в селах Маловодное и Казатком Алматинской области произошло столкновение между жителями казахской и чеченской национальностей. Драка в бильярдной вылилась в погром семьи 79-летнего чеченца Элсы Махмаханова. Дело дошло до применения огнестрельного оружия. В результате погрома погибли пять человек, в том числе трое сыновей Махмаханова.
Версий причин конфликта несколько. Говорили о том, что семья Махмахановых завладела лучшими земельными участками села, что конфликт назревал давно, что социальный дисбаланс принял позднее форму межэтнического конфликта.
В октябре-ноябре этого же года между казахами и курдами в селе Маятас Толебийского района бывшей ЮКО также произошел конфликт. Поводом стала информация об изнасиловании 4-летнего мальчика-казаха 16-летним курдом. Возмущение казахского населения Маятаса, а также соседних селений вылилось в поджоги домов и нападения на курдов, которые продолжались три дня. До 90 % жителей села, населенного преимущественно курдами, покинули свои дома и перебрались в областной центр.
Выступления против курдов проходили также в Сайрамском и Байдибекском районах. В общей сложности были задержаны 18 предполагаемых участников погромов, в отношении 7 из них возбуждены уголовные дела.
2006 год
В октябре года произошла массовая драка между турецкими и казахскими рабочими на нефтяном месторождении Тенгиз, расположенном в Жылыойском районе Атырауской области Казахстана.
В августе в Актау прошли антикавказские выступления казахского населения. На центральной площади собралось от 400 до 1000 человек.
Причина — отсутствие справедливости для всех
Этим событиям прошлого так и не дали однозначной оценки — почему они произошли? Но можно предположить, что и тогда, и сейчас причины одни и те же. Если власть сводила все случаи к банальным бытовым конфликтам, то эксперты говорили о социально-экономических причинах. Хотя были и те, кто обращал внимание и на их национальную составляющую.
Мы решили собрать разные экспертные мнения, чтобы попытаться понять причины произошедшего в Кордае.
Бизнесмен Арман Шораев видит главную причину произошедшего в отсутствии социальной справедливости для всех.
«Все, что происходит сейчас на юге — это результат системных сбоев и ошибок, совершенных властью в последние 25 лет. К сожалению, такие инциденты и дальше будут вспыхивать. Главная причина — отсутствие социальной справедливости для всех. Отсутствие социальных лифтов. Отсутствие равенства для всех. Если бы у людей был бы стабильный источник доходов, крыша над головой, сытые и радостные дети — разве им нужно было бы цепляться соседу или прохожему в горло? Это происходит не от того, что казахи плохие или дунгане плохие, это происходит от того, что казахи, дунгане, русские — вместе очень Хороший народ Казахстана — терпят очень Плохую власть», — написал он на своей странице в Facebook.
По мнению социолога Гульмиры Илеуовой, причины конфликтов, подобных кордайскому, лежат в экономической плоскости:
«Конфликты часто возникают из-за социально-экономических обстоятельств. Мы делали исследование по казахо-таджикскому конфликту в Жетысайском районе Туркестанской области. Там возникли спорные вопросы с землей, с водой. И таджики, которые автохтонны на той территории, и казахи были недовольны экономическими условиями, которые казались им несправедливыми. Все это привело к конфликту. Я не хочу переносить это на ситуацию в Кордае, но конфликты в последнее время были. Выводов из них, я так понимаю, никто не сделал», — сказала она в интервью Forbes.kz.
Межэтнические конфликты в Казахстане всегда имеют одну хронологию развития и причину, считает политик Владимир Козлов.
«Нет таких национальностей, которые были бы априори преступными, подлыми, трусливыми, достойными, честными, храбрыми и т.д. Есть люди, волею обстоятельств размещенные в определенные условия, в которых они проявляют те или иные свои качества, для достижения своих целей.
Обстоятельствами могут быть названы перманентная вражда, невозможность личностного продвижения, скрытая или явная дискриминация, и многое другое. При наличии подобных обстоятельств люди попадают (или создают себе) в определенные условия, в которых им легче противостоять этим обстоятельствам, развиваться, жить.
Межэтнические конфликты в Казахстане ВСЕГДА имеют одну хронологию развития и причину. Хронология проста: компактное этническое поселение, с преобладанием какого-либо этноса, со временем «прикупает» на корню местную власть, включая полицию. Это получается довольно просто, потому что делается сообща, «всем миром», с использованием объединенных активов.
Создается ситуация, когда мало-помалу представители этого этноса на данной территории начинают объективно ощущать себя выше остальных: они легче «решают вопросы», они продвигают своих людей на нужные позиции, с помощью взяток развивают свой бизнес…
Затем следует следующая стадия: порождение этнического беспредела на бытовом уровне; беспредел этот проистекает от безнаказанности, которая, в свою очередь, обеспечивается теми условиями, о которых уже написано выше.
Взрыв ситуации в подобных условиях — это только вопрос времени, потому что беспредел, он потому и беспредел, что у него нет сдерживающих рамок, и он, подобно кОму снега, обрастает все новыми событиями и, в конце концов — срывается и взрывает ситуацию. Потом уже хаос, в который умело вставляются провокаторы, имеющие свой меркантильный интерес от развития событий, как то — передел собственности, сфер влияния, возможность попасть в освобожденные кресла и т.п.
Печально, но главной причиной являются десятки лет правления продажной власти, при отсутствующем гражданском обществе. И без смены этих двух составляющих все так и будет», — такой расклад событиям в Масанчи дал Владимир Козлов в своем посте в Facebook.
В инцидентах, подобно кордайскому, есть признаки межнационального конфликта считает Жанузак Аким, президент международного института развития человека. Потому что, по его словам, «Казахстан до сих пор остается страной с неопределенной национальной идеей и идеологией, власть не говорит на государственном языке, Ассамблея народа Казахстана не имеет никакого авторитета в народе, зарплаты местных сотрудников иностранных компаний гораздо ниже, чем у иностранцев, в школах казахскому языку не обучают на должном уровне, СМИ на казахском язык составляют всего лишь 20% на информационном пространстве».
Публицист Сергей Дуванов полагает, что в казахском обществе все больше распространяются ксенофобские настроения.
«На мой взгляд, этот конфликт показывает, что вместо уходящего из жизни Казахстана великодержавного русского шовинизма, все большее распространение среди части казахов получают ксенофобские настроения. Это объяснимо – в каждом обществе имеются люди, страдающие ксенофобией и для которых любые межэтнические конфликты это просто подарок судьбы.
Безусловно, основная ответственность за случившееся в Масанчи лежит на властях. Именно они должны были вовремя среагировать на конфликт и принять соответствующие меры. Однако казахстанская власть в очередной раз продемонстрировала свою неспособность решать такие вопросы.
Но это не снимает ответственности с тех, кто в своем мстительном рвении стали погромщиками и даже убийцами. Все, кто в этом конфликте нарушил закон, безусловно, должны ответить за содеянное. Наказания участников этого преступления, наносящего ущерб государственной безопасности страны, – это вопрос сугубо принципиальный и политический», — пишет он в Facebook.
Исходя из этих мнений и официальной позиции властей по поводу кордайских событий, а также инцидентов, подобных этому, напрашивается вывод, что казахстанское общество каждый раз наступает на одни и те же грабли. Мы боремся со следствием, но не с причинами. Это означает, что подобные конфликты, к сожалению, неизбежны и в будущем.