Приморский районный суд Новороссийска лишил Казахстан от 70 до 80% экспорта на целый месяц. Поставив целую страну в «интересное положение». Именно так оценивают некоторые эксперты судебное решение об остановке с 5 июля Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 дней.

Основанием для судебного решения стало обращение Ространснадзора, который проверил производственные объекты КТК и выявил экологические нарушения. После чего потребовал остановить работу консорциума на…. 90 дней.

Таким образом, российский регулятор предложил «убрать» с мирового рынка более 1 миллиона баррелей в день. Это вполне сопоставимо с показателем нефтяного экспорта Ливии, гражданская война в которой внесла свой существенный вклад в рост цен на мировом рынке.

Независимо от раскладов в мире, «интересные времена» для экономики Казахстана, похоже, действительно наступают. Мало кто сомневается, что решение об остановке экспорта целой страны, принятое районным судом, было вызвано какими угодно факторами, но не экологическими нарушениями.

В последнее время экология превратилась в инструмент политической игры уже в глобальном масштабе, что уж там говорить об отдельно взятом районе российского Новороссийска.

К тому же, для таких подозрений есть как минимум одно основание. Накануне (без сомнения) исторического решения Приморского райсуда на портале egov.kz «Открытые НПА» был опубликован проект приказа министра финансов РК «Об утверждении Правил реализации пилотного проекта по учету перемещения отдельных видов товаров при их вывозе с территории Республики Казахстан».  

Этот приказ предполагает заверение электронных счетов-фактур, экспортируемых из Казахстана. Таким довольно техничным образом Казахстан закрывал возможность поставки товаров в Россию и Беларусь

В ранней версии документа, как пишет российское издание «Коммерсант», упоминания санкций как основания для отказа в заверении счетов-фактур не было, хотя по сути и предполагался такой механизм.  

Обсуждение этого документа предполагалось закончить к 22 июня. Но вместо этого на сайте появилась новая версия с новой датой — 12 июля и с новой более жесткой трактовкой, прямо упоминающей отказ в этом заверении «если страной происхождения товаров является страна, которой введен запрет на экспорт отдельных видов товаров».  

Так сказать, «для всех, кто не понял» решили повторить погромче. Для широкой публики. Как только эта цель была достигнута (появилась статья в «Коммерсанте»), документ был удален с сайта.   

Это «мерцание» решительных заявлений не выглядит случайным. Дело в том, что проверка на производственных объектах КТК проводилась еще 6 мая по прямому поручению вице-премьера РФ Виктории Абрамченко. Протокол же был составлен спустя месяц, после чего он и оказался в суде.

С формальной точки зрения этот срок совершенно четко соответствует требованиям законодательства — никакого «мерцания». Но в реальности мы можем только предполагать, какие закулисные сражения в течение этого месяца велись. И, скорее всего, они не ограничивались участием двух сторон.

Вряд ли бы Казахстан пошел на прямой риск отмены своего экспорта, опасаясь рисков вторичных санкций (тех, которые накладываются на контрагентов российских или белорусских юридических или физических лиц). Только в том случае, если эти риски не были озвучены в прямой и непосредственной форме.

Как будет развиваться ситуация дальше?

Представители КПК обещают обжаловать решение суда, выполнившего геополитическую функцию. Что означает: закулисные переговоры продолжатся. С неочевидным исходом. И дело тут, может быть, не только и не столько в запрете на экспорт товаров из Казахстана на территорию санкционных соседей.

В конце концов, весь этот экспорт представляет собой транзитную торговлю, а, следовательно, может быть найдено другое логистическое и политическое решение. Но оно выключит Казахстан из формирующейся экосистемы обхода санкций, которая обещает колоссальные выгоды инсайдерам всех этих схем. Так что круг заинтересованных людей в том, чтобы не выключать Казахстан, может быть гораздо более широким, чем правительства России и Беларуси.

Есть и другой, куда более серьезный, вектор развития всей ситуации. Речь идет о формировании нового транспортного коридора — с Севера на Юг, который должен пройти через Каспийское море и выйти через Иран прямиком в Персидский залив. Основным последствием такого сценария станет отсутствие необходимости в КТК (и зависимости) от России в принципе, но зато появляется зависимость от… Ирана. Из огня, что называется, в пламя.

Переговоры президентов Казахстана и Ирана 19 июня 2022 года

Более подробно об этом сценарии и о том, какую роль он сыграл в истории современного Казахстана, мы обещаем рассказать в ближайшем будущем более подробно. Судя по всему, все «самое интересное» только начинается.

Spread the love

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. Иран тоже находится под санкциями. И что они будут друг другу поставлять?
    Быть втянутым в механизм обхода санкций выйдет Казахстану боком.Узбекская компания
    уже получила по сопатке. Кто следующий?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Достигнут лимит времени. Пожалуйста, введите CAPTCHA снова.